Россия продолжает развивать Северный морской путь и приглашает зарубежные компании и иностранные государства активно его использовать. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Глава государства добавил, что в планах также увеличение грузооборотов северных портов России, включая Мурманский транспортный узел, обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути, а также увеличение арктического флота.
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент кафедры истории, политологии и государственной политики Евгения Теряева, Северный морской путь – главная российская морская коммуникация в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого и частично Тихого океана. Это кратчайшая магистраль, соединяющая Европу и интенсивно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Главный недостаток Северного морского пути — это природно-климатические условия данного региона, ограничивающие сроки проведения навигации. Однако с появлением ледоколов навигация в полярной территории стала значительно проще. В настоящее время благодаря развитию новых технологий, появлению мощных атомных ледоколов навигация может осуществляться круглый год. Путь из Санкт-Петербурга во Владивосток через СМП в 1,6 раза короче альтернативного южного пути через Суэцкий канал.
Порты, через которые проходит СМП, которые были раньше не доступны для круглогодичной навигации, с появлением флота современных мощных ледоколов смогут функционировать круглогодично. Это в свою очередь приведет к улучшению логистики, сокращению времени поставки грузов, увеличению объема грузоперевозок. Учитывая то, что проход по Северному морскому пути является бесплатным в отличие от многих альтернативных морских путей перевозка будет осуществляться не только в более короткие сроки, но и выходить дешевле, что уменьшит затраты компаний на транспортировку грузов.