В феврале-марте 2025 года группа научных сотрудников Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, участвующих в разработке прикладной научно-исследовательской работы по теме «Совершенствование инструментов социальной защиты населения», провела опрос руководителей и специалистов территориальных органов Социального фонда России о проблемах и перспективах цифровизации системы социальной защиты населения. В опросе приняли участие 547 респондентов, представляющих 15 субъектов Российской Федерации — все федеральные округа.
Как показало исследование, в большинстве субъектов РФ сегодня полным ходом идет внедрение Единой цифровой платформы в социальной сфере (ЕЦП). То, что данная платформа успешно внедрена, отметили 21,8% опрошенных, большинство же (60,5%) указали, что внедрение такой платформы пока идет в экспериментальном режиме. При этом доля процессов по назначению и предоставлению мер социальной поддержки, переведенных на ЕЦП, пока остается низкой — менее 50% (такой ответ дали 37,8% участников опроса).
Любопытно, что опрошенные руководители и специалисты СФР не дают однозначного ответа относительно того, снизилась (16,3%) либо, напротив, возросла (24,1%) трудоёмкость выполнения операций по предоставлению мер поддержки с учётом фактора цифровизации. Расклад ответов виден на рисунке:

Возможно, рост трудозатрат по мере цифровизации — это издержки её начального этапа, которые потом будут многократно компенсированы.
Оценивая технологию социального казначейства, призванную реализовать принципы клиентоцентричности, проактивности, адресности и эффективности, респонденты указали на то, что эта технология в большей мере удобна для граждан — получателей социальных услуг, чем для специалистов.
Среди положительных эффектов от использования информационных технологий участники опроса на первое место поставили ускорение процесса предоставления мер социальной поддержки, на второе – экстерриториальность, на третье — повышение адресности. При этом в целом респонденты считают, что условия для широкого внедрения сквозных технологий в сфере социальной защиты, таких как блокчейн, большие данные, искусственный интеллект, на сегодняшний день пока ещё не созданы.
К числу проблем внедрения цифровых технологий в сфере социальной защиты работники отделений СФР отнесли, главным образом, недостаток умения пользоваться компьютером у лиц старшего поколения, а также отсутствие смартфонов и компьютерной техники у категорий населения — получателей мер социальной поддержки.
Как видим, цифровизация сферы социальной защиты набирает обороты, и для того, чтобы она была успешной, необходимо найти способы преодоления межрегиональных различий, поэтапно внедрять сквозные технологии и обучать ими пользоваться как специалистов, так и граждан. Базой же для этого является цифровая и финансовая грамотность, а также развитая во всех регионах без исключения информационно-технологическая инфраструктура.