Глава государства отмечает необходимость получения качественного образования, которое позволит в дальнейшем человеку, получившему соответствующую специальность, быть востребованным на рынке труда, а также иметь возможность дальнейшего профессионального роста.
Возникает вопрос, а насколько сами абитуриенты готовы выбирать специальности, на которые государство увеличивает бюджетный набор? Так, например, по данным Министра науки и высшего образования Российской Федерации за последние пять лет количество бюджетных мест на инженерно-технические специальности выросло почти на 28,5 тыс. и в 2024 году составило 256,7 тыс.
Инженерные специальности требуют от абитуриента серьезной подготовки в области таких учебных дисциплин как физика, математика, информатика, химия.
В 2024 году самым популярным экзаменом, без учета сдачи обязательных предметов, является обществознание. Абитуриенты стремятся идти по пути наименьшего сопротивления.
Русский язык является обязательным предметом, базовый уровень математики для тех, кто не сдает профильный уровень, также является обязательным, в результате чего значительный объем абитуриентов имеет в своем наборе ЕГЭ по предметам, которые никак не соответствуют специальностям инженерной направленности.
Вызывает тревогу тот факт, что количество сдающих профильную математику и физику ежегодно снижалось вплоть до 2023 года. В 2024 году количество сдававших указанные предметы сохранилось на уровне 2023 года. Подобная тенденция вызывает недобор на бюджетные места инженерных специальностей в вузах.
Положительным моментом является тот факт, что в 2024 году на ЕГЭ по математике профильного уровня доля участников, набравших больше 60 баллов, увеличилась на 10% и по физике — на 30%.
Еще одна из положительных тенденций, которую выявили вузы, это растущий интерес у поступающих к IT-программам, поэтому на втором месте по популярности из необязательных предметов ЕГЭ — информатика.
Может ли государство повлиять на происходящие процессы? Государство систематически мониторит ситуацию результатов ЕГЭ и предпринимает меры по ее изменению, так, например, в ближайшие годы ожидается увеличение количества сдающих профильную математику, связано это с увеличением количества математических и технических классов в школах. Главой государства неоднократно отмечалась необходимость развития массового инженерного образования, что скажется на финансировании и популяризации отрасли.
Развитие цифровых сервисов в образовании позволит учащимся восполнять знания в различных предметных областях и проводить профориентационные мероприятия.
Цифровые экосистемы в области образования объединяют различные уровни образовательных организаций, что способствует эффективному взаимодействию в вопросах подготовки будущих специалистов.