С 25 по 31.10 состоялся IV международный интерактивный фестиваль современного искусства Artlife Fest 2021.

Что вы представляете, говоря о современном искусстве?  Скульптуру Урса Фишера на ГЭС-2, «Квадрат» Малевича, писсуар Дюшана, банан, приклеенный скотчем на холст бумаги?

Такой ассоциативный ряд возникает не случайно, т.к. в обществе утвердилось мнение, что современное искусство не существует без контекста. В произведениях современных художников порой отсутствует предметность, сюжет. Его невозможно понять без аннотации и помощи искусствоведа. Во главе угла стоит идея, философия, которую может раскрыть только сам автор.

На фестивале представлено 350 произведений авторов из 23 стран мира. Великолепные современные работы различных направлений искусства. Одни написаны по строгим академическим канонам, другие в импрессионистическом стиле, третьи - следуя традициям авангарда. На экспозиции можно ознакомиться с современными представителями реалистической школы, последователями фовизма, конструктивизма, гиперреализма, стрит-арта. Паттерны, заложенные в произведения художниками, читаемы и осязаемы для зрителя.

ПО ТЕМЕ — Мнение экспертов о Пушкинской карте. Как получить Пушкинскую карту и что можно оплачивать ей?

Вопросы современного искусства мы обсудили с Павлиной  - художницей и гидом-экскурсоводом  фестиваля.

Что такое современное искусство? Какова его цель: художнику важно показать свой внутренний мир, заострить внимание на проблемах современности, вызвать эмоции, всколыхнуть чувства у зрителя?

В целом современное искусство – это такой сбор самого актуального, что происходит на данный момент. Потому что даже если художник рисует исключительно свои переживания, мы по прошествии времени видим, что он относится именно к той эпохе. Мы: вы, я - так или иначе являемся носителями именно этого времени, потому что мы живем и впитываем всю эту информацию в себя, потом через творчество музыку или живопись все это выводим на поверхность.

Какова цель именно современного искусства? Мне кажется это почти всегда личная история. Так или иначе каждый художник рисует себя. Свое внутреннее, свои проблемы, свои слабые либо сильные стороны.

Вот, например, Мишель Корман с его яркими картинами. Он такой же как его картины.  Я, понаблюдав за ним, поняла, что его работы – это его портрет, потому что он очень добрый, позитивный. Отличается среди основной публики, ярко реагирует на работы других художников.

Расскажите несколько слов об участниках фестиваля – современных художниках и их произведениях. В каких направлениях они работают.

В современности существует множество художников, которые создают по-прежнему шикарные потрясающие работы даже лучше многих классиков. Это высокого уровня техника и невероятная фантазия. Некий симбиоз мастерства и нереальной работы мозга. Очень интересно посмотреть, как тот или иной художник видит наш мир.

На выставке представлены работы в жанре реализм. Самая ярчайшая представительница данного направления – Анна Маринова. Талантливая художница, одна из самых востребованных в мире искусства. Ее работы участвуют во всемирных аукционных домах. Она посвящает свое творчество изображению красоты русской женщины. Чувствуется ее любовь и трепет, с которой она пишет свои работы. Например, перед нами картина, которая называется «Спящая с красным бантом». Мы видим девушку, которая лежит к нам спиной, нам не видно ее лица. Однако по позе и различным цветовым решениям мы можем говорить о характере героини. Скорее всего она юна, невинна, чувственна. Такой элемент, как красный бант, который небрежно повязывает волосы, говорит о страстной натуре, несмотря на юный возраст. Художнице удается максимально реалистично изобразить разницу различных материалов, тканей, фактур.

ПО ТЕМЕ — Погружение в классику: роль классической музыки в современном мире

Эмануэле Дасканио – художник-гиперреалист, картина «Артемизия Джентилески». Автор мастерски изображает реалистичность предметов, девушки. Также отличительной чертой художника является использование такого глубокого, темного фона. Это прослеживается на каждой из его работ. Есть ощущение того, что это не картина, а даже в какой-то степени скульптура из-за контрастности. Художник работает преимущественно графитом, углем, что говорит нам о невероятном таланте, усердии, трудолюбии художника. Здесь изображена итальянская художница Артемизия Джентилески, которая жила в 17 веке. Она является очень важной персоной в истории искусства. Автор изображает девушку в современном образе: в рубашке, на современном стуле. Есть ощущение, что кто-то открыл дверь и пытается войти в ее мастерскую. Она оборачивается, ее волосы взмывают вверх от этого порыва ветра. Очень динамичный момент, несмотря на статичное изображение. Художница работает над самой своей знаменитой картиной, которая называется «Сусанна и Старцы». Во многом эта картина стала для девушки пророческой. Однако благодаря силе духа, силе искусства, таланту, трудолюбию она смогла продолжить работать в качестве художницы и достигла больших высот в этом направлении. Что является удивительным, т.к. для 17 в. успех женщины в каком-то направлении был редкостью. Э. Дасканио говорит о силе искусства, неподвластной разрушению.

Гиперреализм – не самый простой жанр, он требует невероятной усидчивости, терпения, трудолюбия. Многие картины этого жанра пишутся годами, месяцами. Автор Хавьер Арисабало также пишет в жанре гиперреализм. Мы видим буддийского мальчика, за спиной которого крылья, что является символом свободы. Однако художник говорит о тяжести, непосильности ноши, которая свалилась на плечи ребенка. Если мы обратим внимание на его лицо. В частности, на глаза, то мы увидим взгляд отнюдь не ребенка, а скорее мудрого взрослого, который со всем смирением, принятием смотрит вперед. Есть ощущение, что он смотрит прямо на нас, тем самым даря нам это спокойное ощущение.

Какие новые направления живописи представлены на экспозиции? Как вы относитесь к диджитализации в искусстве?

Стрит-арт. Все больше и больше художников этого жанра уходят от изображения иллюстрации только на стенах, создают картины и выставляются на различных выставках. На экспозиции представлены работы русского художника Александра Волкова. Он не так давно работает в этом направлении, но уже успел добиться больших успехов. Эта серия работ родилась после того, как он прочитал книгу Айзека Азимова. В современном мире человек зачастую не может решить, кем он хочет стать. Мы живем в эпоху большого количества информации, и выбор настолько огромен, что порой играет отрицательную роль. Художник философствует на тему выбора профессии и самоопределения с помощью новых технологий. Когда компьютер будет одной кнопкой мыши определять наиболее оптимальный путь развития человека. Эта тема близка автору, т.к. по образованию он финансист, но позже увидел своё призвание в искусстве.

На экспозиции представлены работы диджитал-иллюстратора Марко Мельграти. Художник фантазирует на тему инопланетян, космоса со всеми обитателями. Он иронизирует также на ту или иную социальную тему, показывая пороки современного человека. Его работы пользуются популярностью в различных печатных изданиях, журналах. Пишет на политические, социальные темы.

Говоря о будущем искусства, можно сказать, что оно будет еще более свободным. Многие направления уйдут в диджитал. Но лично я люблю материальность. Когда видишь напечатанную картинку – это одно, это всего лишь красивая работа. Когда ты приходишь, видишь, все это вживую, в этом огромном масштабе. Это совершенно иные ощущения.

ПО ТЕМЕ — Ремо Джадзотто “Adagio Albioni” (Адажио Альбинони): история самой большой мистификации 

Основоположником современного искусства является Казимир Малевич. Написав «Черный квадрат», он объявил конец предметности, мимесису в искусстве. На экспозиции же мы видим в основном работы традиционных направлений искусства.  Как это можно объяснить? Люди устали от постмодернизма?

Да, имеет место влияние старых школ. Мы видим и реализм, и импрессионизм. Это очень здорово. Поскольку видно насколько свободным является наше поколение. Мне долго было непонятно современное искусство, оно меня отталкивало, т.к. было слишком концептуальным, часто уродливым страшным. Я не понимала, что происходит.  И стала разбираться, смотреть работы художников, изучать их.

На фестивале мы продолжаем утверждать, что искусство доступно каждому. Зачастую современные институции искусства как будто бы отделяются от зрителя и стараются выглядеть выше на несколько голов. Говоря, что это глубина, которая вам не доступна. Мы же показываем, что человек все понимает. Искусство должно быть понятным, если оно не понятно, то оно должно быть объяснено. Когда ты знаешь историю художника, что на него повлияло, это уже не просто картинка. Это целая история, глубина на плоскости.

ПО ТЕМЕ — Спектакль "Пародист" в Новом драматическом театре — интервью с актрисой Екатериной Демаковой 

По теме