Екатерина Демакова: «Счастье – в мелочах!»


47-й сезон Московский Новый драматический театр открыл премьерой спектакля «Пародист» по одноимённой пьесе Евгения Водолазкина. Одну из четырёх главных ролей сыграла актриса Екатерина Демакова. Мы побеседовали с ней о том, как шла работа над ролью Массажистки, и чем интересна пьеса современного русского классика… 

О репетициях пьесы “Пародист”

Мы все подумали сначала, что пьеса «Пародист» подошла бы для антрепризного спектакля. Даже стали прикидывать мысленно, какие тут могут быть шутки, гэги. Но потом, когда начали репетировать, а не читать, это ощущение быстро ушло. За этим обманчиво простым текстом – целая жизнь каждого персонажа, и эту жизнь предстояло отыскать… Нам всем четверым (Прим. – М. Калиничеву, Д. Бутаковой, Е. Рубину) было сложно, так как режиссёр (Прим. – В. В. Долгачёв) настаивал, что они совершенно не похожи на нас. И действительно, были вроде простые вещи, но они не получались, потому что мы и правда другие, мыслим иначе, у нас другие принципы и другая мораль. Надеюсь, что-то в итоге вышло, но работать ещё придётся много.  

Все участники спектакля старались погрузиться в эту чужую жизнь, чего как раз не делают в антрепризных спектаклях – либо делают, но поверхностно. За шутками мало что стоит… а тут, даже если шутят, то попадают в цель, издеваясь друг над другом. В какой-то момент мы поняли, что история эта драматичная, и вовсе не смешная. Наши персонажи в какой-то степени нездоровы от того, какую жизнь они ведут. Тут не до смеха.

ПО ТЕМЕ — Ремо Джадзотто “Adagio Albioni” (Адажио Альбинони): история самой большой мистификации

О роли Массажистки в спектакле “Пародист”

Очень приятно получить роль, настолько не похожую на все остальные мои работы. Я ставлю себе небольшой плюсик, потому что режиссёр увидел во мне потенциал, и счёл возможным довериться. Это льстит, радует, что всё-таки в закромах есть какие-то резервы, новые образы… Все остальные мои героини – дамы более сдержанные (Смеётся). Даже слишком. А здесь – такое!.. Правда, написана Массажистка довольно скупо, приходилось изучать её фразочки, которые она то и дело вставляет. Глупенькие такие на первый взгляд, легкомысленные. Но на самом деле каждая её реплика – это напоминание. «Ребятушки, не забываем, для чего мы здесь собрались!» И каждый понимает её фразы по-своему, потому что у всех разный процент информации. Никто не догадывается о том, что знает она, в том числе и зритель…  

Имидж Массажистки сочинили художники. Я даже не успела подумать, как она может выглядеть. Сначала было неловко от того, как меня одели… (Смеётся) Точнее, раздели! В реальности я скромнее гораздо. Но костюм добавил мне наглости. Вызывающий внешний вид помог в создании образа женщины, которая идёт к цели любыми средствами. А цель? Она хочет комфорта, достатка, освобождения от обязанности работать. Конечно, в идеале – ещё и быть независимой, но деньги приносят удобства, от которых трудно отказаться. Ведь в пьесе речь не о тех суммах, которыми владеем мы с вами, это деньги совсем другие… Они кардинально меняют образ жизни, и к ним быстро привыкаешь.

Моя героиня высокого о себе мнения, что не есть плохо. Вопрос в том, что она добивается своих целей, не думая о других, будучи стопроцентно уверена, что достойна лучшего. Возможно, её детство прошло в бедности, лишениях, и она всегда мечтала жить по-другому. Подворачивается шанс – и она цепляется изо всех сил, всерьёз готова убивать за право на эту другую жизнь.

Найти во всем этом собственную правду мне было трудно. Я существую абсолютно по другим законам. Мне трудно осознанно обидеть кого-то, унизить. Приходилось пытаться думать иначе, в другой ценностной системе. Вспоминать похожих на неё людей, примеривать на себя. 

Искать в себе «тёмную сторону»… И самое устрашающее, что это удавалось. Всё-таки в каждом из нас есть тьма, и до сих пор не хочется с этим смиряться.

ПО ТЕМЕ — Погружение в классику: роль классической музыки в современном мире

О Пародисте в Новом драматическом театре

Думаю, таких людей, как Пародист, много. Они возвышаются, достигают успеха, но потом перестают видеть жизнь, окружающий мир, близких людей… замыкаются на себе, своем удовольствии. Но это надоедает, они ищут новых ощущений… Мне их жалко на самом деле. Как бывает радостно порой выйти на улицу, увидеть, как набухают весенние почки, появляется весенняя листва! А такие, как Пародист, на это внимания даже не обратят. И мысли не проскользнёт – просто посмотреть на листочек. Они другими смыслами заняты.  

Человек должен быть счастлив. А счастье – в мелочах. Беда Пародиста в том, что для него всё как бы окрашено крупными мазками, и весь мир – огромная аляповатая картина, где невозможно ничего разглядеть. Только большие пятна…

Фото: Екатерина Кулешова

ПО ТЕМЕ — Мнение экспертов о Пушкинской карте. Как получить Пушкинскую карту и что можно оплачивать ей?

По теме