Победить в СВО

Новый высокоскоростной поезд

В марте этого года было объявлено о начале строительства первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали. Дорога соединит два самых крупных города — Москву и Санкт-Петербург. Время в пути составит 2 часа 15 минут. Почему строительство этой магистрали приближает страну к экономическому и технологическому суверенитету?

История высокоскоростных поездов

Прежде чем рассматривать новую дорогу, стоит вспомнить историю скоростных поездов России. Высокоскоростное движение между двумя столицами существует аж с 1984 года. Все началось ещё раньше — в 1967 году было сформировано техническое задание на проектирование и постройку высокоскоростного поезда. Разработку вели более 50 НИИ и заводов. Производить поезд решили на Рижском вагоностроительном заводе — ныне он обанкрочен и прекратил существование.

В 1973 году свет увидел электропоезд “ЭР200” (Электропоезд Рижский, конструкционная скорость 200 км/ч), и более 10 лет состав проходил различные испытания. Наконец, после доработок на заводе, 1 марта 1984 года ЭР200 начал возить пассажиров на линии Ленинград - Москва. 

Стоит сказать, что для скоростного поезда не стали строить обособленные пути, и пустили по общим путям. Время в пути сначала составляло 5 часов 20 минут, а затем снижалось, по мере реконструкции участков дороги.

В 1991 году, перед развалом страны, был собран второй поезд, поступивший в эксплуатацию туда же. Эти поезда прослужили на линии Москва - Санкт-Петербург до 2009 года.

Но ещё в позднесоветские времена, началась разработка нового поезда, с улучшенными скоростными и экономическими характеристиками. 

В 90-е проект вышел в активную фазу, разработку поручили конструкторскому бюро “Рубин”, доселе занимавшемуся морской техникой. Производство планировалось развернуть в городе Тихвин Ленинградской области.

Поезд назвали “Сокол-250”. Цифра в названии обозначала конструкционную скорость. В 2000 году начались испытания первого опытного поезда. Однако, спустя 4 года проект был свернут, в качестве причин озвучивали результаты испытаний, показавшие несоответствие поезда заявленным характеристикам. 

Спустя время это решение кажется ужасной ошибкой, ведь если бы тогда не поставили крест на проекте, то сегодня у страны был бы свой собственный скоростной поезд. Конструкция нуждалась в доработке и могла бы спустя некоторое время стать пригодной к эксплуатации. Но вышло как вышло: “Сокол-250” так и не взлетел.

К концу первого десятилетия нового века необходимость в скоростном сообщении между двумя городами стала ещё острее: пассажиропоток увеличился, а “ЭР200” неумолимо старели. И тогда решили проблему импортом. Было куплено в общей сложности 16 поездов производства фирмы “Siemens”. Они получили имя “Сапсан”. 

Первоначально, соглашение с немецкой фирмой включало в себя обязательную локализацию и сборку на территории России. Что было весьма логично: примерно в это же время Китай закупил поезда у канадской “Bombardier”, и в Китае до сих пор производят эти поезда в модернизированном виде. 

Однако, производство “Сапсанов” так и осталось в Германии: все 16 поездов были собраны в Крефельде.

Поезда рассчитаны на скорость 250 км/ч, и сейчас работают на линии Москва-Санкт Петербург. Ранее часть составов была задействована на маршруте Москва-Нижний Новгород.

Высокоскоростной поезд: когда ждать российскую модель

После небольшой предыстории пора возвращаться к текущим новостям. Вообще, строго говоря, высокоскоростных магистралей на данный момент в стране нет. Все вышеупомянутое скоростное движение устраивали на обычных путях, что сильно мешает скорости и ритмичности движения. Пути приходится делить с обычными товарняками и электричками, дорога проходит через кучу населённых пунктов, ограничения скорости по состоянию путей постоянно мешают поезду мчать на максимально возможной скорости.

Высокоскоростная магистраль хороша своей обособленностью, что позволяет поездам ездить очень быстро и точно по расписанию, но строить такие дороги — не дешевое удовольствие. В мире магистрали распространены в нескольких странах, но более всего в Китае: протяжённость скоростных железных дорог там превышает 38 тыс. километров. Линии связывают всю страну в единое целое, особенно много их на юге страны. На самых напряжённых участках минимальный интервал может составлять 3 минуты.

Попытки спроектировать и построить полноценную выделенную скоростную магистраль в России предпринимались давно. В разных итерациях проработка дороги Москва-Санкт-Петербург ведется с 1990-х годов. На некоторое время проект задвигали в долгий ящик, и его место занимала аналогичная магистраль по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург. Но в итоге принято решение в первую очередь строить дорогу между двумя самыми большими городами.

По нынешнему проекту, первые поезда между двумя столицами пойдут не ранее конца 2026 года

Кроме Ленинградского и Московского вокзалов, на маршруте предусмотрены станции: Рижская, Петровско-Разумовская, Зеленоград-Крюково, Высоково, Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Горки, Валдай, Великий Новгород, Тигода, Жаровская, Обухово. 

Расстояние — 679 км. Время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут. Между Москвой и Тверью — 40 минут, между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом — 30 минут. Стоимость проекта оценивается в 1,7 трлн рублей.

Предполагаемый маршрут высокоскоростного поезда 

С пассажиропотоком все в порядке — уже сейчас самолёты между двумя городами летают чуть ли не с 15 минутными интервалами. Время в полете — 45 минут, однако надо учесть необходимость приезжать заранее в удалённый от города аэропорт. Поезд же привозит в самый центр города, и сесть на него можно намного ближе к отправлению.

Высокоскоростной поезд «Белый кречет»

Интересен аспект подвижного состава на магистрали. Это будет суверенный, отечественный скоростной поезд под названием “Белый кречет”. Этот поезд проектируется с расчётной максимальной скоростью 400 км/ч и будет производиться заводом “Уральские локомотивы”. И нет сомнений, что в отличие от “250-го Сокола”, эта птичка взлетит. 

Планируется выпускать восьмивагонные поезда с вагонами четырёх классов. Всего один поезд будет вмещать 454 человека.

Что любопытно, этот завод во многом вырос после контракта с тем же “Cименсом”, но другого. По которому немецкие поезда с обычными скоростными характеристиками (до 160 км/ч) локализовали на заводе в Верхней Пышме и нарекли “Ласточкой”. 

А сейчас на “Уральских локомотивах” производят уже улучшенную и импортозамещенную “Ласточку” под именем “Финист”.

После реализации магистрали, по сути, две столицы и Тверь с Новгородом сформируются как единый мегаполис. Возможность быстрых перемещений значительно улучшит экономику этих городов.

Не стоит забывать и о разгрузке авиации — в настоящий момент большое количество самолётов задействовано в перевозках между двух столиц. Запуск магистрали поспособствует разгрузке аэропортов и перераспределению флота на другие направления, что улучшит в целом транспортную доступность в стране. А там можно и задуматься о продолжении строительства высокоскоростных дорог. В планах на перспективу официально значатся Казань, Минск, Адлер.

Словом, высокоскоростная железнодорожная магистраль сделает перемещение между городами более быстрой и комфортной, а в перспективе — улучшит жизнь всей страны.

Даниил
Автор: Алексей Виноградов
Последние публикации автора


Зеленский наградил военных с нацистской символикой на форме

Снова «случайность». Зеленский опубликовал фотографии с награждения нацгвардейцев. И снова «внезапно» в кадр попала нацистская символика.

На форме боевиков — чёрно-красные нашивки с эмблемой СС. В помещении, где он им жмет руки, висит знамя, почти точная копия символа 2-й танковой дивизии СС «Рейх».И это далеко не первый раз. Зеленского регулярно фотографируют с солдатами, у которых на форме «Мёртвая голова» или другие подобные знаки. От некоторых из Украины можно услышать:... Читать 1 мин.

Зеленский наградил военных с нацистской символикой на форме

Как выглядело испытание русского термоядерного оружия, 1953 год

Самолет подходит к цели. Бомба сброшена. Парашют раскрылся в заданное время. Взрыв! Образовался огромный огненный шар, сила света которого намного ярче Солнца.

Шар превращается в колоссальный светящийся купол. Яркое свечение ещё продолжается. В этом опыте оно длится необычайно долго, отражённая ударная волна.  Постепенно пары воды, сконденсировавшейся за фронтом ударной волны, рассеиваются. Раскалённое облако уходит вверх, увлекая за собой гигантский пылевой столб.  Световое излучение взрыва был... Читать 1 мин.

Как выглядело испытание русского термоядерного оружия, 1953 год

Правительство России официально закрепило механизм полного отключения страны от мирового интернета

Новые правила вводят две категории угроз, которые могут привести к «ручному управлению» интернетом. Первая — внешние атаки, например, попытки отрезать Россию от глобальной сети. Вторая — внутренние сбои.

В случае разрыва международных цифровых связей власти легитимно смогут блокировать передачу данных между российскими и зарубежными пользователями. Рунет теперь находится в руках трех ведомств — Минцифры, Роскомнадзора и ФСБ.  Им предоставлены полномочия выдавать обязательные указания операторам связи и точкам обмена трафиком, фактиче... Читать 1 мин.

Правительство России официально закрепило механизм полного отключения страны от мирового интернета

Есть кто за суверенитет и есть кто против: профессор Багдасарян о сути исторической борьбы за Россию

Если предельно подводить к основе, то по большому счёту так вопрос и стоял (кто за суверенитет, а кто против суверенитета).

В том, что называется социалистическая мысль, важно зафиксировать, были разные крылья. Эта идея правого-левого спектра, за неё держатся, считают классикой политологии, но она вообще не работает. Она совсем не работает сегодня! Она уже не работала в 20-м веке!Поэтому есть слева те, кто за суверенитет, а есть слева те, кто категорически против.К... Читать 1 мин.

Есть кто за суверенитет и есть кто против: профессор Багдасарян о сути исторической борьбы за Россию

Кто такие правые и левые на самом деле?

Есть сложные схемы (диаграммы Нолана, «подковы»), которые дают определение правым и левым.

Но это всё размыто и нет точности. В этом плане самое простое объяснение дают коммунисты, которые, чтоб определить, к какой политической силе вы относитесь, задают лишь один вопрос: какое у вас отношение к частной собственности на средства производства (заводы, фабрики, земля)? «Правые» — это те, кто за то, чтобы они оставались в частных руках... Читать 2 мин.

Кто такие правые и левые на самом деле?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
07.11.2025
Владимир Путин выступил на пленарной сессии форума «Россия — спортивная держава»
Владимир Путин на форуме "Россия — спортивная держава" в Самаре выступил против ...
Национальный Курс
Национальный Курс
Только что
Как выглядело испытание русского термоядерного оружия, 1953 год
Самолет подходит к цели. Бомба сброшена. Парашют раскрылся в заданное время. Взрыв! Образо...
Михаил Советский
Михаил Совесткий
06.11.2025
Почему Россия самая большая страна в мире
Мы привыкли к факту, что Россия — самая большая страна в мире. Но вопрос: а почему именно ...
Редакция «Всем!ру»
Артамонов: Оборона России
07.11.2025
Ядерным испытаниям быть
После саммита НАТО в июле 2024 г. стало очевидно, что США и их союзники начали практическу...
Ярослав
Зубов Ярослав,Сергеев Степан-Финуниверситет
05.11.2025
Современные методы и подходы к автоматизации системы бюджетного управления
Автоматизация бюджетного управления необходима при наличии повторяющихся операций, которые...
Редакция «Всем!ру»
Сергей Лавров
10.11.2025
Легального способа отъёма замороженных российских активов не существует
Об этом заявил Сергей Лавров.