В России с каждым годом растет количество детей дошкольного и школьного возраста с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным Росстата на начало 2025 года, в России число детей с инвалидностью составляет 775 тысяч. Как и здоровые дети, они нуждаются в получении образования и знаний, развитии талантов, способностей.
Детям с ограниченными возможностями здоровья зачастую трудно осваивать учебный материал и адаптироваться к образовательному процессу, что неудивительно, поскольку даже для здоровых учащихся это представляет собой значительную нагрузку. Для того чтобы дети с особыми потребностями могли учиться наравне с их сверстниками, необходимо обеспечить специальные условия. Инклюзивное образование предоставляет такую возможность. Программа инклюзивного образования предназначена для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обладающих сохранённым интеллектом. К этой категории относятся дети с нарушениями речевого аппарата, зрения, слуха, испытывающие трудности с опорно-двигательной системой, а также с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра.
В настоящее время в Российской Федерации инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В современных условиях существуют определённые препятствия, связанные с социальным восприятием, который основан на социокультурных стереотипах и подразумевает отделение детей с ОВЗ от общего образовательного процесса. Это создает дополнительные условия для неравенства и способствует отчуждению. Зачастую педагогический состав образовательных учреждений, учащиеся и их родители отвергают инклюзивную форму образования.
Однако, инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья положительно влияет на их социальное развитие. Находясь вместе с обычными детьми, они осваивают общепринятые правила поведения, моральные нормы и культурные традиции. Успехи и достижения сверстников становятся для них стимулом к учёбе и занятиям спортом, повышая мотивацию к самосовершенствованию. В отличие от дистанционного обучения, инклюзивный подход обеспечивает более быстрое приобретение важных социальных навыков. Дети учатся выражать свои мысли, внимательно слушать других, проявлять эмпатию, работать в команде и терпимо относиться к различиям. В целом, инклюзивная среда способствует более гармоничной социализации детей с ОВЗ. В дальнейшем социализированные дети, имеющие инвалидность, смогут беспрепятственно осуществлять трудовую и общественную деятельность.
Более того, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах приносит пользу всем участникам процесса. Исследования показывают, что дети без ОВЗ, обучающиеся вместе с детьми с ОВЗ, становятся более терпимыми и понимающими, что, в свою очередь, способствует снижению уровня буллинга (травли). Это позитивно влияет на общество в целом, создавая более толерантную среду.
Таким образом, инклюзивное образование приносит пользу не только детям, которые имеют проблемы со здоровьем, но и их здоровым сверстникам. Для первых это способствует развитию социально-бытовых и коммуникативных навыков, ощущению равенства с другими, а для вторых — формирует толерантность, доброту и уважение к другим.
В заключение стоит отметить, что инклюзивное образование выгодно и с экономической точки зрения. Дети с ОВЗ, посещающие обычные школы, не изолированы дома, а активно участвуют в учебном процессе. Их родители, в свою очередь, имеют возможность работать, тем самым внося свой вклад в экономику страны за счёт уплаты налогов. Таким образом, инклюзия способствует не только социальному, но и экономическому развитию общества.