Накануне 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в прокат выйдет несколько фильмов на историческую тему. Фильмом открытия ММКФ-47 стал военный боевик «В списках не значился». Эпическое полотно поражает масштабностью сцен и проработкой исторической достоверности в каждой детали, и в то же время зрителей трогает лиризм отдельных сцен.
Военно-историческая драма «В списках не значился», снятая по одноименному произведению Бориса Васильева, вышла в российский прокат 1 мая 2025 года. Яркая особенность «лейтенантской прозы» 1950–1970-х годов, ярким представителем которой был фронтовик Борис Васильев, в основном была посвящена судьбам простых людей, их переживаниям и радостям, которые еще острее воспринимаются на фоне трагических событий эпохи.

Действие фильма происходит летом 1941 года. 21 июня, накануне трагических событий, лейтенант Николай Плужников (Владислав Миллер) прибывает в Брест, полный планов на будущее. Многолюдный вокзал, толпы людей с чемоданами — все это не вызывает у него тревоги, ведь его переполняют светлые надежды. Он направляется к месту своей новой службы – Брестской крепости, не ожидая, что мирная жизнь прервется через несколько часов.

Не успев вступить в должность, Николай становится свидетелем начала войны: ранним утром крепость подвергается внезапному артиллерийскому обстрелу. Далее герой старается выжить в катакомбах крепости и в то же время ведет борьбу с врагом вместе с небольшой группой бойцов. Параллельно мы видим любовную линию с юной Миррой, которую лейтенант пытается спасти, выводя к группе женщин, разбирающих завалы крепости под конвоем немецких офицеров. Увы, ее узнает один из полицаев, которого партизаны брали в плен как вражеского «языка», но по доброте своей Николай его отпускает, поверив словам немца, что тот служит в конвое и никого не убивает.

Для многих молодых актеров «В списках не значился» стал дебютом в полнометражном кино. Главную роль получил Владислав Миллер — выпускник Школы Табакова и актер этого театра. Для него образ Плужникова стал «ролью мечты» и возможностью максимально раскрыть свой актерский потенциал.

Одной из заметных женских ролей стала героиня Яны Сексте — добрая и мудрая тетя Христя, которая помогает всем жителям крепости, а сама гибнет в огне страшной и героической смертью. Особую роль в судьбе Плужникова сыграют заключенные трудового отряда — жительницы Бреста и окрестных деревень, которые приносили солдату домашнюю еду и дали ему возможность подольше продержаться. А его возлюбленной и одним из стимулов продолжать борьбу станет повариха еврейка Мирра, также оказавшаяся взаперти внутри крепости. Благодаря ей Николай вновь обретает желание идти до конца и смысл каждого мгновения жизни. Мирру сыграла Алена Морилова, сумевшая передать внутреннюю силу и в то же время нежность и хрупкость героини.

Съемки частично проходили в самой Брестской крепости, что придавало фильму особую достоверность. По словам Владимира Машкова, белорусский блок оказался особенно эмоциональным. Сама атмосфера места, пропитанного памятью о героизме советских солдат, вдохновляла исполнителей и помогала им быть максимально искренними в кадре. Также для съемок фильма в кинокластере «Москино» были выстроены максимально достоверные декорации площадью более 42 000 кв.м.. Были воссозданы Цитадель, Тереспольские ворота, костел с интерьерами, спортивные площадки, летний кинотеатр. Художник-постановщик Эдуард Галкин признался, что эта работа стала самой крупной в его карьере. В целом, бюджет картины составил около 1 млрд рублей.

Перед тем, как попасть на съемочную площадку, юные артисты прошли «курс молодого бойца» в полевых условиях, где учились стрелять и выносить все сложности военной службы.
«Это непростая история как для создателей, так и для будущих зрителей. Но вместе с тем в ней есть невероятная сила от осознания того, что все это было реально», — говорит Владимир Машков, ставший одним из главных продюсеров картины и сыгравший роль старшины Степана Матвеевича, который, получив ранение, затем кидается с высоты башни на фашистов со связкой гранат в руках. Интересно, что его персонаж дает задание Плужникову – выжить в крепости и отстоять свою воинскую честь. Одна из впечатляющих сцен в финале картины (простите за спойлер) – выход обросшего, изможденного, почти ослепшего Плужникова на свет из подвалов крепости. Этот момент перекликается с фильмом «Восхождение» Ларисы Шепитько, а образ героя, как и образ Сотникова, напоминает лик Христа. И эта сцена трогает даже сильнее, чем батальные эпизоды картины.

Режиссер Сергей Коротаев (ранее работавший над военным мини-сериалом «Через прицел») так говорит о съемках: «Главный посыл, который содержится в фильме и повести, зашифрован между строк Бориса Васильева: если твое дело правое и тобой движет любовь к жизни, то над тобой не властна даже смерть. Это послание актуально и важно во все времена».
Весьма впечатляет и работа гримерного цеха под руководством Екатерины Шахворостовой. На лицах персонажей создали так называемый натуральный грим из грязи и сажи – по аналогии с реальностью военного времени. «Краски» для создания синяков и ран нашли у кондитеров, «штукатурку» на волосах — в аптеках. Каждая рабочая смена начиналась с пятичасового грима, что позволяло создать убедительные образы в каждом кадре.

Не случайно Владимиру Машкову - художественному руководителю Московского театра Олега Табакова и театра «Современник», председателю Союза театральных деятелей РФ, Никита Михалков на церемонии открытия ММКФ-47 вручил специальный приз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского «Верю. Константин Станиславский». Владимир Машков поблагодарил президента ММКФ за «воодушевляющую и вдохновляющую награду, связанную с именем великого художника – Константина Сергеевича Станиславского»: «Он дал вектор развития нашего артистического направления и сказал, что действительность может отразить только искусство большой правды, больших чувств и больших идей. Спасибо вам за вашу веру в меня! Спасибо вам за то, что вы верите в то дело, которым мы занимаемся».
Зрители, которые планируют посмотреть в кино «В списках не значился», точно испытают спектр самых разных эмоций – от страха и ужаса до восхищения. И конечно, они ощутят гордость за российский кинематограф, способный создавать такие яркие экранизации классики.
Трейлер картины можно посмотреть здесь: