Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Педагогическая психология

Русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики Константин Д. Ушинский говорил: «Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически»

Действительно, профессия педагога многим кажется малоэнергозатратной и не требующей внимания, однако, независимо от опыта работы, специалисты практически постоянно сталкиваются с рядом проблем.

Безусловно практическая и теоретическая подготовка педагога является одним из лучших козырей на практике, так как помогает координации в работе, самокритике, генерации многих цепочек действия в той или иной ситуации, и, что самое главное, прогрессии в образовательной среде. Однако нельзя оставить без внимания и отрицательные черты профессии, с которыми неотвратимо приходится сталкиваться учителям, такими как психологическое напряжение и противоречия, образуемые в ходе профессиональной деятельности.

В данной статье мы разберём основные виды психологических проблем, встречаемых педагогами, их классификации. Затронем вопросы самопознания, методы профессионального развития, профессиональной психологической компетентности и творческого потенциала педагога.

Психология педагогической деятельности

 Эмоциональный психологический аспект

Психологическая подготовка педагогов начинается ещё во время обучения, имеет важнейшее значение, и прорабатывается в качестве прохождения практики. 

Одним из направлений психологической готовности студента к педагогической деятельности является его готовность к самопознанию, что помогает подходить к выбору педагогических стратегий и более осознанно и адекватно взаимодействовать с учащимися. 

Применение современных методик позволяет студентам не только углубить свои педагогические знания, но и развивать психологические навыки, необходимые для работы с разнообразной аудиторией. Психодиагностика также является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Умение оценивать психологическое состояние учащихся и адекватно реагировать на возникающие проблемы требует от педагога глубоких психологических знаний и навыков.

Таким образом, развитие психологической готовности, самопознание и применение современных методов обучения и психодиагностики является важной частью обучения молодых специалистов.

Однако существует серьёзная проблема, выражающаяся в физической усталости и называемая эмоциональным истощением — хроническим состоянием эмоционального напряжения, которое возникает в связи с чрезмерной работой, высоких требований к себе и постоянного стресса. 

Помимо физической усталости, это состояние характеризуется отсутствием энтузиазма, повышенной утомляемостью и чувством эмоционального опустошения. С подобной проблемой встречаются учителя разного опыта работы, из-за чего специалисты меняют свою профессию, оставляя позади радость учебного процесса и взаимодействия с детьми. 

Возрастанию тревожности и усталости педагога, которые ведут к эмоциональному выгоранию много причин. Среди прочих в качестве стресса может оказаться потеря влияния на учеников, которая зависит от личностных качеств учителя. Подобное негативное воздействие испытывают те учителя, которые безразличны к детям или не посвящены в особенности и способности их психики, что часто приводит к агрессии или отчуждению учителя. 

В профессии учителя педагог сталкивается с рядом проблем педагогической психологии, к которым относятся:

  • Проблема соотношения развития и обучения;
  • Проблема взаимосвязи развития и воспитания;
  • Проблема психолого-педагогической диагностики; и другие.

Решение подобных конфликтов в работе педагога может иметь необратимые последствия для психологического здоровья, что влечёт за собой развитие различного рода расстройств. Усталость, особо опасная в своём развитии, ведёт к нарушению работоспособности, физическим заболеваниям и возникновению конфликтов в профессиональной деятельности.

«Самые жестокие существа на свете — дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных». Такими словами в 20 веке известный художник Сальвадор Дали охарактеризовал детей. Этим самым можно обозначить, что бессознательно дети способны глубоко ранить учителя словами или действиями, вызывая тяжёлые эмоциональные переживания. 

Поэтому профессия учителя не подходит эмоционально чувствительным людям. 

В следствии подобных переживаний даже самые мягкие люди могут очерстветь и стать замкнутыми. Переживая эмоциональные кризисы и затрачивая энергию и силы на нормализацию эмоционального фона, они становятся более подвержены нервным срывам, неврозам, депрессии. Однако на ряду с этими проблемами, педагогическая работа способна дать радость общения с детьми, возможность научить их чему-то новому, необходимому и ценному.

Затрагивая эмоциональный психологический аспект работы педагога, важно учитывать и способность к собственной психодиагностике учителем. Выявление эмоциональной напряжённости может помочь в решении ряда препятствий, как в работе, так и в личной сфере жизнедеятельности.

Эмоциональным напряжением называют напряжённость психического уровня, которое вызвано длительной перегрузкой эмоциональной сферы

Она возникает при переживании экстремальных условий в течение длительного времени, при умственной или эмоциональной перегрузке, которая создаётся необходимостью быстрого принятия ответственного решения и т. д. Подобное состояние очень сильно влияет на жизнедеятельность любого человека, ограничивая его во многих сферах деятельности. Отсюда появление психологических и физических проблем здоровья. 

Выявление уровня эмоционального напряжения

Для выявления уровня эмоционального напряжения учителей было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие учителя ГБОУ «Кадетская школа им. Н. Кайманова», г. Набережные Челны, в составе 43 человек.

Цель исследования: диагностика эмоциональной напряженности учителей.

Задачи:

  • Подобрать методики;
  • Провести экспериментальное исследование.

Для решения задач была использована методика опроса Г.В. Резапкиной «Психологический портрет учителя». 

Основа опроса представлена ниже. 

Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания, уровень субъективного контроля

Сам опрос состоит из 50 вопросов, раскрывающих 5 шкал: приоритетные ценности учителя; психоэмоциональное состояние; самооценка; стиль преподавания и уровень субъективного контроля, который позволяет увидеть причины трудностей в профессиональной сфере и оценить их, либо принять решение о замене работы или прохождения дополнительной диагностики для изменения себя, либо оставить всё в нынешнем виде. 

Сам вопрос лишь приоткрывает завесу существующих или отсутствующих проблем, но не раскрывает их полностью. На дополнительной основе можно проходить дополнительные тренинги, направленные на профессиональный и личностный рост. В результате исследования было обнаружено, что:

А) около 45% учителей придерживаются сдержанности по отношению к коллегам и ученикам, что может быть связано с личностными характеристиками и/или нарушенным психоэмоциональным состоянием; 

Б) 42% учителей находятся в безопасном психоэмоциональном состоянии, что подразумевает эмоциональную стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя, которые положительно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не скрываются другие проблемы или человек по каким-либо причинам не скрывает своего истинного состояния; 

В) 65% педагогов имеют нестабильную самооценку, которая варьируется в зависимости от ситуации, то есть при удачном стечении обстоятельств человек с нестабильной самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем: он раскован, уверен в себе, у него всё получается. В противном случае снижение самооценки в "полосе ошибок" негативно скажется на эффективности взаимодействия с окружающими, что затруднит решение профессиональных и жизненных проблем; 

Г) 40% преподавателей вовлекают учащихся в процесс принятия решений, прислушиваются к их мнению, поощряют независимые суждения, учитывают не только успеваемость, но и личные качества учащихся. Они испытывают удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокий уровень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательное отношение, способствующее повышению эффективности обучения; 

Д) 63% учителей берут на себя ответственность за всё, что происходит в их жизни, и объясняют это своим характером и поступками. Это люди, не склонные подчиняться чужому давлению, резко реагирующие на посягательства на личную свободу, обладающие высокой поисковой активностью и самоуверенностью.

Из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что многие учителя, независимо от опыта работы, имеют проблемы психологического характера в своей педагогической деятельности. Если сравнивать пункты Б) и В), мы можем говорить о том, что более половины педагогов школы в ходе работы обрели нестабильный эмоциональный фон, что сказалось на их самооценке. Меньшая же часть из них сохранили благоприятный эмоциональный фон, либо их психологические проблемы скрыты более глубоко. 

Далее, основываясь на проведенном анализе, можно сделать следующий ряд выводов.

Во-первых, современные теории и практики психологической подготовки студентов играют ключевую роль в подготовке специалистов высокого качества. Понимание психологических аспектов педагогической деятельности помогает учащимся лучше понять себя, своих учеников и процессы, происходящие в образовательной среде.

Во-вторых, нельзя недооценивать роль психологических знаний в практической работе педагога. Понимание основных принципов психологии позволяет вам более эффективно взаимодействовать со студентами с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

Третий вывод касается психологических проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Классификация этих проблем позволяет более осознанно подходить к их решению, разрабатывать индивидуальные стратегии работы с учащимися, создавать благоприятную образовательную среду.

Кроме того, стремление учителя к дальнейшему развитию и преодолению педагогических стереотипов являются важными аспектами, влияющими на качество образовательного процесса. Только постоянное стремление к профессиональному росту и развитию позволяет создавать инновационные образовательные практики и успешно решать педагогические задачи.

Следовательно, психологическая подготовка учащихся к педагогической деятельности и мотивация к работе по профессии играют решающую роль в формировании качественных педагогов, способных успешно решать педагогические задачи, развивать творческие способности и обеспечивать качественное образование для будущих поколений.

Wsem обо Всём
Автор: Кучерявая Юлия Эдуардовна
Последние публикации автора


Как России победить

Что может сделать в тылу обычный человек, рядовой гражданин? Как приблизить победу и помочь России и Путину победить?

Перед лицом беды русский народ всегда сплачивался. Третий год многие искренно помогают фронту: отправляют деньги, плетут сети, вяжут носки и собирают гуманитарные грузы солдатам. А близка ли стала победа? Нет. Может быть за три года у тех, кто всеми силами помогает фронту, появилось понимание, как России победить? Нет... Потому что, увы, эта помощь, хот... Читать 3 мин.

Как России победить

ТАСС: сумма исков Министерства обороны РФ к ВСК за 2024 год превысила 13,8 млрд

За десять месяцев текущего года общая сумма исков Министерства обороны России к Военно-строительной компании составила более 13,8 миллиарда рублей.

Общая сумма исков министерства обороны России к «Военно-строительной компании» значительно возросла и на данный момент составляет 13,8 млрд рублей, как сообщает ТАСС со ссылкой на судебные документы. Эта сумма в 34 раза превышает общую величину исков, поданных к ВСК в 2023 году. В 2024 году большинство исков было подано в августе — всего 73 обращения. В... Читать 1 мин.

ТАСС: сумма исков Министерства обороны РФ к ВСК за 2024 год превысила 13,8 млрд

Российский президент Владимир Путин провел тренировку сил ядерного сдерживания

Россия будет совершенствовать стратегические силы сдерживания, ресурсы для этого имеются — Владимир Путин.

Под руководством Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации Владимира Путина была проведена тренировка с участием наземных, морских и авиационных компонентов сил стратегического сдерживания. В рамках тренировки состоялись практические пуски баллистических и крылатых ракет. С государственного испытательного космодрома Плесецк ... Читать 1 мин.

Российский президент Владимир Путин провел тренировку сил ядерного сдерживания

ВСУ атаковали университет спецназа им. В.В. Путина в Чечне

Ранним утром, 29 октября университет в Гудермесе был атакован беспилотными летательными объектами. В результате чего начался пожар на крыше. Сгорела часть кровли, пламя не успело перекинуться на соседние постройки, огонь оперативно потушили. Погибли, находящиеся в плену украинские военнопленные.

Российский университет спецназа имени В. В. Путина — первое и единственное частное учебное заведение в Российской Федерации для обеспечения профессиональной подготовки специальных подразделений. Его курирует Адам Кадыров. Был основан 1 августа 2023 года по приказу президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова. В университете производится комплексное ... Читать 1 мин.

ВСУ атаковали университет спецназа им. В.В. Путина в Чечне

Mash: В Туле толпа избила полицейского, преступников ищут в цыганском таборе

В Туле группа людей напала на полицейского после его замечания. Инцидент имел место на Молодёжном бульваре, как сообщает Mash 28 октября.

В Туле толпа напала на полицейского после его замечания. Инцидент произошел на Молодёжном бульваре, сообщает Mash 28 октября. Согласно информации издания, группа из 12 человек распивала алкоголь. Сотрудник полиции, находившийся при исполнении служебных обязанностей, сделал им замечание, после чего молодые люди накинулись на него и избили. Полицейский бы... Читать 1 мин.

Mash: В Туле толпа избила полицейского, преступников ищут в цыганском таборе
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
03.11.2024
Виртуальная реальность: интересно, увлекательно, полезно
Несколько лет назад в Пироговском Университете начали внедрение в медицинское образование ...
oleg@wsem.ru
Александр Фадеев
15.10.2024
2 триллиона рублей может составлять рынок отмывания денег в РФ
В статье предложена классификация экономических концепций для оценки объема отмывания дене...
Wsem обо Всём
Пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова
02.11.2024
В Пироговском Университете прошел Всероссийский форум «Движение — естественное лекарственное средство»
Сегодня, 2 ноября, на одной площадке собрались представители 16 медицинских и фармацевтиче...
Редакция Wsem.ru
Редакция Всем.ру
29.10.2024
ВСУ атаковали университет спецназа им. В.В. Путина в Чечне
Ранним утром, 29 октября университет в Гудермесе был атакован беспилотными летательными об...
oleg@wsem.ru
Алексей Екубов
19.10.2024
Путин передал во временное управление Росимущества холдинг «Главпродукт»
Президент России Владимир Путин принял значимое решение, передав во временное управление Р...
oberman@exiterra.ru
Максим Оберман
02.11.2024
Как России победить
Что может сделать в тылу обычный человек, рядовой гражданин? Как приблизить победу и помоч...
oleg@wsem.ru
Александр Фадеев
30.10.2024
В Австралии родители-веганы чуть не заморили 17-летнюю дочь голодом
Родители-веганы довели свою 17-летнюю дочь до веса 27 килограммов и отказывались предостав...