Время экзаменов — это не просто период, когда школьники сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), это настоящая воронка стресса, в которой находятся тысячи школьников каждый год.
Старшеклассники сильно обеспокоены вопросом сдачи ЕГЭ. По данным исследования, больше половины школьников (57%) испытывает сильный стресс из‑за предстоящих экзаменов. При этом десятиклассники больше нервничают по сравнению с одиннадцатиклассниками, которые регулярно решают задания из сборников и тестируют себя на пробных экзаменах. Так, среди учащихся 10 классов о значительном стрессе заявили 63% опрошенных, в то время как среди выпускников сильно переживают лишь 52%. Школьники озабочены своим будущим и боятся совершить ошибку на экзамене. Больше трети опрошенных (39%) рассказали, что тревожатся из‑за поступления в университет мечты, четверть старшеклассников (24%) беспокоится, что «завалит» экзамен из‑за волнения, а 13% боятся расстроить родителей плохими результатами. При этом 3% даже не уверены в том, что выбрали правильное направление. Даже 64% родителей переживают за своего ребёнка при сдаче ЕГЭ. Как же так произошло, что подготовка к экзаменам стала не только интеллектуальным, но и эмоциональным испытанием? И каким образом мы можем изменить эту ситуацию, чтобы поддержать будущее поколение?
Что такое эмоциональное выгорание? Эмоциональное выгорание — защитный механизм организма, который срабатывает при чрезмерных физических, эмоциональных и психических нагрузках. Это состояние не появляется внезапно. К нему приводят слишком плотное расписание, неправильная оценка собственных возможностей, неопределённость будущего. В итоге наступает истощение.

На пути к разрешению проблемы выгорания во время ЕГЭ существует множество факторов, которые связывают между собой учащихся, родителей и образовательные учреждения. Прежде всего, следует отметить, что система образования в России, сосредоточенная на высоких результатах и рейтингах, создает давление, которое порой оказывается непосильным для подростков. В соответствии с исследованиями, проведенными в области психологии, именно такая среда способствует формированию у учащихся чувства беспомощности и страха перед неудачей.
Однако, помимо давления со стороны образовательной системы, существует и ряд других факторов. Например, влияние социальных сетей, где успехи сверстников выставляются на показ. Это приводит к порочному кругу сравнения, который усугубляет эмоциональное состояние молодёжи. Ожидания родителей, их стремление к успеху своих детей могут стать дополнительным источником стресса. Существуют различные точки зрения на то, как можно приблизиться к решению данной проблемы. Некоторые эксперты предлагают внедрение программ психологической поддержки в учебные заведения, другие акцентируют внимание на необходимости изменения подхода к оцениванию знаний. Например, переход к более гибким формам аттестации, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ученика, может снизить уровень стресса.

Разберем основные формы переживания перед ЕГЭ и как же с ними справиться.
Первое — зацикленность. Как не думать об экзамене, от которого, казалось бы, зависит вся наша жизнь? Очень просто — проиграть в голове самый негативный сценарий. Нужно пережить эти эмоции и придумать запасной план и понять, что твое самочувствие важнее всех экзаменов.
Второе — правильный режим. Но разве один только сон и два часа пролистывания видео под угрызения совести можно назвать правильным отдыхом? Конечно нет.
Более того, недостаток сна по будням и его переизбыток по выходным, постоянное самоедство, переутомление, напряжение — всё это добивает и так убитую нервную клетку, держащуюся на честном слове и травяных чаях. Так и наступает выгорание.
Нужно наладить режим сна и выделить время на отдых и не ругать себя за него.
Третье и самое главное — отсутствие поддержки со стороны учителей и близких.
Выгорание случается не только из‑за того, что происходит внутри. Окружение тоже влияет на психоэмоциональное состояние. А перед экзаменами даже воздух вокруг — это чистый стресс. Преподаватели давят, обещая, что никто ничего не сдаст, а родители нагнетают обстановку вполне конкретным будущим дворника. Возьмите себя в руки и постарайтесь максимально абстрагироваться ль паники, поговорить с родителями или с теми, кто уже прошел немало важный для каждого период жизни.
Изменение ситуации с выгоранием во время ЕГЭ требует комплексного подхода, в котором задействованы как образовательные учреждения, так и семьи, и самих учащихся. Наша задача — создать пространство, где молодые люди смогут развиваться без страха, что их ценность определяется лишь оценками. Это потребует от нас переосмысления подходов к обучению, создания программ поддержки и вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс.
Что же может сделать аудитория для изменения ситуации? Прежде всего, начать открытый диалог о проблемах выгорания, поддерживать друг друга, делиться опытом и находить пути решения. Каждый из нас может стать частью решения, помогая создать более здоровую и поддерживающую образовательную среду. В этом заключается наша общая ответственность перед будущими поколениями.