Продолжение цикла статей из богатого личного опыта автора Валентина Павлова. Для него -- это воспоминание прошлого. Для читателей-- потешные и поучительные эпизоды, чтобы учиться на чужих ошибках и не допускать свои.
Особый порядок судебного разбирательства
«Если нельзя изменить обстоятельства, надо изменить угол зрения на эти обстоятельства», — С.П. Королёв
Когда мягко стелют, но жёстко спать или из любого положения есть выход, кроме выхода из гроба
Кто предупреждён, тот вооружён
Для удобства в практической работе, а главное в целях недопущения брака при перевозке скоропортящихся грузов, я, с 1 апреля 1987 года инструктор по дизельным, холодильным установкам и электрооборудованию рефрижераторного депо Молодечно (ВЧД-2 Бел.ж.д.), по собственной инициативе подготовил Сборник действующих нормативов, регламентирующих производственную деятельности бригад, занятых обслуживанием рефрижераторных секций, с рекомендациями депо приписки. Главный в этом депо по эксплуатации рефсекций толковый инженер Махула Тадеуш Антонович организовал печатание 1 тыс. 500 экземпляров книги (347 стр.) в типографии БИИЖТа для своих людей, для МПС, Управления, Отделения Бел.ж.д., профильных учебных заведений республики и в подарок для общего дела другим депо сети. Инструкции подписаны к печати 2.10.1987 года. В ноябре увидела свет. На обложке первой книги я учинил автограф: «Махуле Т.А. чтобы не болела голова». Вся заказанная партия поступила в депо в конце ноября. Рефы приняли книгу с восторгом. Они сложились и купили мне в подарок 30-литровую реверсивную стиральную машинку «Фея». (Она до сих пор «виляет хвостом»). Благодаря публикации во всесоюзной газете «Гудок» от 4 октября 1987 года статьи «Молодцы Молодеченцы», книга у всех была на слуху, в том числе и за пределами Беларуси. У депо своей казны для поощрения нет. А с отдельными управленцами произошёл казус.
В начале декабря 1987 года начальник сектора вагонной службы Бел.ж.д.. Бирич С.Е. в Управлении сообщил мне решение начальника дороги Андреева А.Г. поощрить за книгу 5-6 человек. Прикинувшись «Алёшей с батоном», спрашиваю: Кого? Отвечает:«Меня (т.е. его), главного инженера вагонной службы Дмитриченко В.Н., Иванова, Петрова, Сидорова и тебя Павлов. Спрашиваю, а что если начальник Управления остановится на 5 кандидатурах, и я останусь за бортом? Ну что ты. Такого не будет. Говорю с металлом в голосе.: «Я с Вами встретился второй раз, а названных Вами лиц вообще не знаю. Никто и ни в чём мне, не помогал. Писал я один. Примазываться не надо». Бирич С.Е. «проглотил пилюлю, думая, ну и дурак же я».
Через 3 месяца после издания книги и публикации 4 октября 1987 года статьи «Молодцы Молодеченцы» в газете «Гудок», 21 декабря 1987 года меня поощрили приказом начальника дороги №747 «За разработку Сборника действующих нормативов производственной деятельности бригад, занятых обслуживанием рефсекций, объявить благодарность и выдать премию в размере 50 рублей». Маловато за инициативу. Мне вспомнились слова знакомого адвоката: «Если ты скажешь, что во дворе дома под лавкой лежат 50 рублей, я не сдвинусь с места». Я же, как инвалид 2 группы, работал 4 дня в неделю, теряя в зарплате ежемесячно 40 рублей, За 5 месяцев подготовки книги к изданию, я потерял 200 рублей. Нашёл — 50. Никого это не волнует. Поговаривали, что если бы я не упрямился — все получили бы по окладу. Я, не в пример им, при всей нужде, на сделку с совестью не пошёл. А заклятых врагов, нажил.
На то и щука, чтоб карась не дремал
На мизерное вознаграждение я никому не жаловался по присказке: «Всякое даяние – благо, кроме даяния по шее». Начальник Белорусской железной дороги Андреев А.Г , узнав о существовании в ВЧД-2 практического пособия, выполненного не дорогим исполнителем, 14.01.1988 дал своему 1-му заместителю Пустоходу О.И. указание: «С причастными службами сделать заключение на предмет полезности для Белоруской железной дороги книги с инструктивными указаниями и практическими рекомендациями по перевозкам скоропортящихся грузов и эксплуатации рефрижераторных секций и решить с автором вопрос по переизданию книги».
26 января 1988 года на моё имя из Управления поступило письменное указание №ЗНИ-5-57, подписанное заместителем начальника дороги Пустоходом О.И. (исп. начальник сектора вагонной службы Кужев) подготовить книгу к изданию в количестве 2 тыс. экземпляров. Книгой заинтересовались ряд рефрижераторных депо страны и от них поступили на моё имя заявки на будущие книги. Я пытался объяснить замначальника вагонной службы Юдинкову В.Н, что имею портфель заказов от других депо страны и предлагаю для Белорусской ж.д. заказать не 2 тыс. экз., а 20 тыс. Тогда Белоруской ж.д. издание книг для себя обойдётся не в 10 тыс. рублей, а в 1 тыс. рублей за счёт оплаченных заказов другими депо. Присутствующий при этом разговоре главный инженер вагонной службы Дмитриченко В.Н., переполненный ненавистью ко мне, за то, что я не дал ему возможность сорвать с Управления премию, вызверился: «Что ты дураком прикидываешься». Кроме полученного мной куцего по содержанию письма-задания, ничего не было. Т.е. договор не заключался, объём книги, сроки, размер вознаграждения не оговаривались. Причастные к заказу начальники отделов Управления рассчитывали, что я, исполняя обязанности инструктора за усечённую зарплату, напишу им книгу. И по результату они поощрят меня 50-100 рублями. Более того, чтобы служба мёдом не казалась, к моим функциональным обязанностям инструктора по техническим вопросам (Пр. №433 от 16.05.1986; Пр.№74 от 22.02.1987) дополнительно вменим исполнение обязанностей инструктора по скоропортящимся грузам (Пр.№152 от 16.02.1988). То есть три в одном. А потом, когда рефрижераторщики на чём-нибудь проколются, мы со строптивого инструктора Павлова спросим по полной. Мне иногда кажется, что и Сборник для Управления Бел.ж.д., при наличии Сборника в рефрижераторном депо, был заказан мне с той же целью.
Справившись «как идут дела у колхозного двора», замначальника дороги Пустоход О.И. и начальник финансовой службы Управления Бел.ж.д. 7 мая 1988 года представили в Госкомиздат БССР т. Дельцу М.М. гарантийное письмо с просьбой отпечатать остро необходимый для работы Сборник. В процессе написания книги никто мне не помогал. Готовую к передаче в издательства книгу никто не читал.
16.12.1988 года книга сдана в набор. Я работал над ней 10,5 месяцев. (27.01.-16.12.1988 г.) Подписано к печати 9.03.1989 г.
В апреле 1989 года издательством «Вышейшая школа» произведено 2 тыс.100 экз книг. Объёмом 23,63 уч. изд. листа, из которых 10,51 листа авторский материал, 13,62 — составительский.
26 апреля 1989 года я письменно доложил начальнику Бел.ж.д. Андрееву А.Г о выполнении указания и потребовал уплаты вознаграждения за авторскую и составительскую работу по ставкам, утверждённых Советом Министров БССР от 17 января 1989 года №36. Для руководителей дороги это был «гром среди ясного неба». Весь май они приходили в себя. А затем официально меня уведомили об отказе выплатить положенное вознаграждение. Ловлю на крючок — отдайте мне все книги, я возмещу расходы по их изданию и разойдёмся, как в море корабли левыми бортами. Начальник службы бухгалтерского учёта и финансов Ткачёв В.Н. попался. Он сообщил мне официальным письмом от 27.06.1989 №ВН-3-248, что все книги разосланы в подразделения дороги и ими пользуются в работе. Этим Бел.ж.д. в вопросе моего премирования «сожгла за собой мосты».
«Слава она впереди бежит»
Весь июнь я рассылал книги в 11 железнодорожных институтов СССР с просьбой прислать отзыв. Несколько учёных мужей (кандидаты, профессора, доктора наук) дали письменно положительные отзывы.
5 июля 1989 года с пачкой отзывов иду к начальнику Бел.ж.д. Андрееву А.Г., чтобы он увидел общественную полезность книги и распорядился выдать мне полноценный гонорар в соответствии с законом БССР (а не какую-нибудь мизерную премию. Так и её ведь не дали). На лестничном марше (начальство высоко сидит, там меньше шансов испачкаться) встречаюсь со злым гением Дмитриченко В.Н. Что Вы здесь делаете? Это Управление на правах Министерства. Сюда приходят только по вызову. Я сейчас позвоню Прохорову В.К. и скажу, чтобы уволил за прогул. Как же он разошёлся, только слюной не брызгал, не давая мне ответить, что я иду к тому, у кого он на побегушках. Не смотря ни на какие препоны, я к Андрееву А.Г. пробился. Я долго его не отвлекал. Передал свой рапорт с отзывами на книгу и предупредил, что, если не выплатят мне в месячный срок вознаграждение по Закону, я обращусь в суд за защитой своих прав. Начальник дороги смотрел на меня, как на ископаемое. Ответа не последовало, и я покинул кабинет.
Пора сматывать удочки или точнее самому смываться
Я не стал ждать пока управленцы «наточат на меня ножи» и отбыл в Молодечно с намерением уволиться, следуя правилу «чтобы на крамольном деле не повязали — надо вовремя смыться». Уважаемый Василий Кондратьевич, я не хочу, чтобы меня съели волки из Управления Бел.ж.д., и поэтому увольняюсь. Как так? А я с кем останусь? Но, Вы же не хотите, чтобы меня закрыли? Всё к этому идёт только и ждут, когда случится ЧП с каким-нибудь рефом. Кто в ответе? Инструктор. Иди сюда! Был бы человек, а место в тюремной камере всегда найдут. Когда увольняешься? Сегодня, я же инвалид, отрабатывать месяц не надо. У Вас был Павлов, второго такого не будет. Знаю! Расстались тепло. За 5 лет работы на железной дороге отмечен благодарностями —-3, ценными подарками — 3, денежными премиями — 6 раз . Спустя 3-4 дня ко мне на квартиру в Минске пришёл гонец. — Валентин Ильич, Вас зовёт Прохоров. — Хорошо, завтра утром приеду. — Здравствуйте, Василий Кондратьевич, что случилось? По селектору, проводя совещание на всю страну, заместитель министра путей сообщения Никифоров Б.Д. сказал мне, чтобы я прислал тебя к нему. — Опять в душ идти? — Нет, на этот раз вызывают по вопросу твоего трудоустройству в Министерстве. Поедешь? — Подумаю. Я ведь ещё, кроме Урюпинска, мотался в Тбилиси, где урегулировал конфликтную ситуацию с нашим перевозчиком и заводом шампанских вин. Подумал, что меня хотят использовать для разруливания конфликтных ситуаций по несохранным перевозкам по всей стране. Заманчиво побывать самому на генеральской должности. Можно было бы свести счёты с отдельными обидчиками. Но чёрт на ухо шепчет: «Не соглашайся, будут гонять по всей стране за кем-то подчищать». Он бес ему с небес виднее.
То, что хорошо начинается, не всегда хорошо заканчивается
К созданию Сборника с инструктивными указаниями по перевозке скоропортящихся грузов и эксплуатации рефрижераторных секций меня подвигло требование министра путей сообщения СССР Кокарева Н.С. (Пр.от 08. 09.1986 №43Ц): «Считать важной государственной задачей каждого работника железнодорожного транспорта, обеспечение полной сохранности грузов при транспортировке и хранении». Одних декларативных указаний сверху, типа «усилить», «улучшить» «не допустить…» не достаточно. Иисус Христос учил: «Надо не давать рыбу человеку, а научить его её ловить». Первый Сборник с извлечениями из нормативных руководящих приказов и инструкций для работников Молодечненского рефрижераторного депо Бел.ж.д. я написал по собственной инициативе в 1987 году. Вооружённые Сборником наши люди совершили 3 тыс. рейсов с грузом без претензий. Работники других рефдепо узнали о наличии этого практического пособия из газеты Гудок за 4 октября 1987 года (статья «Молодцы Молодеченцы»). Выход в свет сборника работники этой сферы приветствовали. И благодарили. Мне тоже Приказом начальника Бел.ж.д. Андреева А.Г. за этот творческий труд Приказом №Н/747 от 21.12.1987 объявлена благодарность и выдана премия в размере 50 (пятьдесят) рублей.
С учётом целесообразности и практической необходимости Начальник Бел.ж.д. в январе 1988 года принял решение переиздать книгу с учетом изменений. Указание на этот счёт я получил от замначальника дороги Пустохода О.И.за №ЗНИ-5-57 от 26. 01.1988. И сразу впрягся в работу. Управление Белорусской железной дороги, заказанную мне книгу под названием «Инструктивные указания и практические рекомендации по перевозкам скоропортящихся грузов и эксплуатации рефрижераторных секций» получило в апреле 1989 года в количестве 2 тыс.100 экз. В подготовке к изданию книги, мне никто не помогал. Перед сдачей в набор никто из управленцев книгу не читал. Редкая беспечность. Я мог «чушь спороть».
На эту книгу я получил два десятка отзывов от институтов железнодорожного транспорта и ряда рефрижераторных депо страны. Вкратце, их суть. Сборник инструкций своевременный и актуальный, имеет большое практическое значение. В определённой мере восполняет пробел в специальной литературе. Может быть использован в качестве дополнительного учебника в институтах, техникумах и дортехшколах , в том числе преподавателями при моделировании деловых игр. Книга должна быть настольной у каждого работника, причастного к перевозке грузов ж.д. транспортом. Были и толковые замечания, и дополнения с пожеланием переиздать книгу, тиражом, чтобы всем хватило (40-45тыс.шт.)
Мне очень дорог отзыв Ожерельского техникума железнодорожного транспорта Московской железной дороги. от 13.07.1989 г. Вкратце. «На различных совещаниях преподавателей специальности 1621, ставился вопрос о введении предмета «Эксплуатация РПС»., но возникла проблема, кто напишет соответствующий учебник. В сборнике мы впервые увидели тщательно подобранный материал. Теперь, после выхода в свет Вашего Сборника отдельный предмет обучения у нас будет. Обучаясь по Вашей книге, учащиеся смогут хорошо разбираться в трудных ситуациях, меньше будет коммерческих актов, потерь и вообще убытков».
Не смотря на очевидную полезность Сборника, составительского и авторского материала, Заказчик меня не поощрил и отказался выплатить гонорар. Мне ничего не оставалось, как обратиться в Суд за защитой своих прав.
«Да здравствует наш суд самый гуманный суд в мире» (к/ф Кавказская пленница)
Меня, не пытаясь задержать, уволили из вагонного депо Молодечно по собственному желаниию 6 июля 1989 года. 5 лет пролетели, как один день. Дома отправил книги в адреса и стал ждать отзывов, которые стали поступать по возвращению преподавателей из летних отпусков. А заодно и готовить исковое заявление в суд против Белоруской железной дороги. По мере готовности отправил его в Управление Бел.ж.д. заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанцию для суда сохранил. В установленный законодательством месячный срок, отзыв от ответчика, мне не поступил, полагая ,что истца «шапками закидают».
Судья Ленинского района города Минска Малькевич Г.Д. приняла от меня документы с первого раза. В назначенный судьёй день слушания дела я пришёл, а представитель ответчика нет. Два раза судья переносила сроки слушания дела. В третий раз от ответчика в суд пришло трое: начальник юридического отдела Р.В. Гаевский, юрист Канапацкая, третьего не знаю. За судейским столом кроме судьи восседали два народных заседателя Липенко и Кисил и отдельно секретарь. Первому судья предоставила слово мне. Я чётко доложил суду, что ответчик уклоняется от выплаты мне гонорара по ставкам, установленным Постановления Совета Министров БССР от 17 января 1989 года №36 за подготовку к изданию Сборника, имеющего важное значение, как учебное пособие и необходимый документ в работе на железной дороге. Письмо Бел.ж.д. от 27.06. 1989 №ВН-3-248 о том, что книги разосланы для практического пользования в подразделения (а не пришли как невостребованные в негодность при хранении в подвале) предоставляю.
Представитель ответчика: «Для чего мы здесь собрались? У него нет железнодорожного образования. Это не он написал. Он не надлежащий истец». Судья: «Истец, Вам слово». Я: «Ваша честь, я за два года в поездках в рефсекциях приобрёл практический опыт, а не протирал штаны в кабинете. Изъясняться письменно позволяют мне два образования: техническое и юридическое. В подтверждение того, что писанина моих рук, могу на следующее заседание представить чемодан рукописи. Услуги графолога — за счёт ответчика».
Представитель ответчика просит перенести слушание дела. На следующее заседание суда мадам заявляется с сияющим лицом: «Истец писал инструкцию, получая зарплату инструктора». Парирую: «Ваша честь, в день, когда я получил от Управления Бел.ж.д. на своё имя задание подготовить к изданию книгу, я прошил, пронумеровал рабочую тетрадь,скрепил мастичной печатью депо и подписью начальника отдела кадров, куда я, как инструктор по техническим вопросам, вносил в рабочие дни по часам записи о приёме отчётом у прибывших из рейса бригад. Аналогично, как инструктор по скоропортящимся грузам.,вносил записи о проведенных инструктажах убывающим в рейс бригадам. Также, как инструктор по дизельным, холодильным установкам и электооборудованию (в депо 150 рефрижераторных пятивагонных секций) занимался и этим хозяйством. Ежедневно проделанную мной работу начальник эксплуатации Махуло Тадеуш Антонович удостоверял своей подписью А начальник депо Прохоров Василий Кондратьевич помесячно расписывался и ставил личную печать депо. При всём желании отвлечься в рабочее время на написание Сборника было невозможно. Могу на следующее заседание предоставить Суду на обозрение выше упомянутый журнал и свою трудовую книжку, свидетельствующую о возложении на меня служебных обязанностей по схеме 3 в 1». После этого, представитель Бел.ж.д. взяла тайм-аут. На следующем заседании суда представитель Бел.ж.д. инициировала вопрос о правомерности выплаты мне вознаграждения за подготовку книги к изданию, если в задании Управления Бел.ж.д. отсутствует обязательство Заказчика выплатить гонорар Исполнителю. Отвечаю: «Есть разъяснение Пленума судам и сложившаяся судебная практика, которое говорит: если Заказчик в задании не оговорил, что Исполнитель выполняет порученную работу безвозмездно, то извольте заплатить Исполнителю за работу по существующим ценам. А в нашем случае и искать цены не надо — размер оплаты установлен Советом Министров БССР Постановлением 17 января 1989 года №36. Представитель Заказчика снова просит судью перенести слушание дела на другую дату.
На следующее заседание Суда представитель Бел.ж.д. пришла с осознанием того, что платить Исполнителю за книгу придётся. А вот сколько в этой книге авторских учётно издательских листов и сколько их в составительском тексте — это пусть решает эксперт. Я не возражал. В данном случае оплачивать услугу эксперта будет Заказчик. Приглашенный специалист из издательства «Наука и техника» Гесь Николай Дмитриевич потратил 20 часов на проведение технической экспертизы. Он установил: в книге авторского текста 10,51 учётно-издательских листов, составительского —-13,62 уч. изд. л., что совпало с моими расчётами. В итоге судья вынесла Решение, обязывающее Ответчика-Управление Бел ж.д. немедленно перечислить Павлову В.И. на сберкнижку 2 тыс.879 рублей 90 копеек, в том числе за авторство 2 тыс.627 руб.50коп. за составительство —- 252руб.40 коп.
Управление Бел.ж.д. не торопилось исполнять Решение Суда от 27 декабря 1990 года. Судоисполнитель Павлова Н.Н (не моя родственница). 6 февраля 1991 года направляет ответчику исполнительный лист. «А воз и ныне там». Я хожу в сберкассу, а денег нет. Хватит играть в «кошки-мышки», в марте 1991 года я иду в Управление Бел.ж.д. выяснить, почему не перечисляют мне деньги? Проскользнуть незаметно в бухгалтерию мне не удалось. Охранник не пропустил. Но тут меня заметил проходящий по вестибюлю Дмитриченко В.Н.: «Куда это Вы направились?» Отвечаю: «А Вы уже не главный инженер, а в службе охраны?». «Не впускать», —- даёт команду вахтёру. Говорю: «И не надо. Пойду писать заявление в Суд на компенсацию за пользование чужими деньгами по ставке рефинансирования Нацбанка БССР и за моральный ущерб, причиненный неоднократным хождением в сберкассу». Через день все деньги на сберкнижку поступили. Из-за оставшегося на душе осадка, отметить это событие не захотелось.
Обстоятельства сильнее нас
После моего увольнения из депо Молодечно 6.07.1989 через 14 месяцев, а именно 24 апреля 1990 г. я получил официальное приглашение прибыть в МПС СССР для рассмотрения предложений по переизданию моего Сборника «Инструктивные указания и практические рекомендации по перевозкам скоропортящихся грузов и эксплуатации рефрижераторных секций». В иных условиях предложение поработать под эгидой союзного министерства, я принял бы за честь. Используя базу данных и архивы МПС, можно было бы создать уникальное произведение, которое с интересом читали бы ВНР и механик, а не резались бы от скуки в карты. Но я собирался судиться с Управлением Бел.ж.д., которое не желало добровольно рассчитаться за выполненный мной их заказ. Вторая причина — страна Советов катится в «в пропасть» Не факт, что будет востребован мой труд. 8 февраля 1991 года за 22 минуты Великий Союз Советских Социалистических Республик развалился.
Предыдущие публикации:
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 1: Ничто не вечно под луной
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 2: Путёвка в жизнь
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 3: Правда и ничего кроме правды
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 4: Трудовые будни — праздники для нас
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 5: Крутой поворот в личной жизни
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 6: Факты — вот ключевое слово
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 7: Сам не ам и другому не дам
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 8: То что должно случиться — случается во время
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 9: Не всё пропало, поверь в себя
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 10: Жизнь продолжается
Жизнь прожить — не поле перейти. Часть 11: Без вины виноваты
На этом 5 блок моего повествования закончен. Впереди 6 блок (выживание и деятельность в условиях умышленно разваленной плановой экономики и новых рыночных отношений.)
В ожидании комментарий Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru