На современном этапе развития экономики все большую роль приобретает сфера сервиса, представляющая собой разновидность экономической активности, направленной на создание общественных благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов. Услуги содействуют социальной ориентации экономики, повышению качества жизни населения, а также её координации.
Значение сферы услуг для экономики страны достаточно велико. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля сферы услуг может достигать 70% мирового ВВП. Это обусловлено динамичностью и относительно быстрой окупаемостью данной сферы бизнеса. Статистика показывает, что среди государств, обладающих крупнейшей экономикой, набольшая доля услуг в ВВП в 2022 году отмечена в США и Великобритании – 79,6% и 74,5% соответственно.
Доля услуг в структуре добавленной стоимости ВВП России в течение 2018–2022 гг. увеличилась с 53,43% до 54,70% . В 2021 году на долю услуг в России приходилось около 60% добавленной стоимости ВВП. Снижение доли услуг в ВВП обусловлено глобальным кризисом из‑за пандемии COVID-19. Объём сферы услуг в России в 2022 году составил 6,3 трлн рублей, при этом среди ключевых составляющих были «Строительство», «Ремонт квартир и индивидуальных домов», «Деловые предложения», «Междугородные перевозки», «Товары для красоты и здоровья.
Конъюнктура рынка услуг конкретного региона зависит от состояния и динамики развития рынка услуг в России в целом. В 2022 году умеренный положительный рост (до 5%) наблюдался в 40 регионах России, но при этом произошло уменьшение количества регионов, в которых отмечен уверенный рост (более 5%) сферы услуг. Данная ситуация обусловлена санкционной политикой по отношению к России, из‑за сокращения реальных доходов населения.
По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, кандидата технических наук, доцента Людмилы Пашкевич сфера сервиса оказывает значительное влияние на развитие и конкурентоспособность экономики страны. Однако, Россия пока не достигла высокого уровня развития сервисной сферы по ряду причин. Для формирования положительной динамики развития в сфере сервиса государство должно реализовывать протекционистскую политику и стимулировать наиболее активных и перспективных участников данной сферы бизнеса.