«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

Коронавирусная эпидемия влияет на экономику преимущественно в отрицательном направлении. Российский малый бизнес в связи с коронавирусом несет потери. На малый и средний бизнес коронавирус влияет менее избирательно по сравнению с крупнейшим. Сказывается снижение покупательной способности населения, тотальная экономия, переход на виртуальные площадки продаж из физических магазинов.

Предпринимателям и обслуживающим частный сектор маркетологам приходится менять привычки, паттерны рыночного продвижения. Разрушительное влияние ковид на бизнес не оставляет выбора. Вместо привычных манипуляций целевой аудиторией приходит необходимость следования за изменившимися вкусами покупателей. Заказывать подробные маркетинговые исследования, тщательно изучать переменчивый рынок, чтобы развивать бизнес в условиях пандемии.

ПО ТЕМЕ — Как повысить продажи: исправляем ошибки и улучшаем результаты 

Бизнес в условиях ковид-19: тенденции рынка

1. Кастомизация продаваемых продуктов. Адаптация товаров и услуг под потребности конкретных клиентов. Учет особенных пожеланий и требований, «индивидуальный подход». Теперь отслеживается явная тенденция уменьшения числа спонтанных приобретений. Покупатели заказывают необходимые вещи, придирчиво изучают характеристики перед приобретением. Пользуется успехом продукция, заточенная удовлетворять специфические нужды, превосходящая универсальные предложения конкурентов. От этого критически зависит, победит ли малый бизнес коронавирус. 

Пример: появились массовые услуги хранения, складирования нужных владельцу, но малоценных предметов. Такой бизнес в период пандемии набирает обороты. Разорившиеся бизнесмены вынуждены складировать мебель и технику, онлайн-продавцы держат запасы поблизости от населенных пунктов. Помимо сохранения материальных ценностей, предлагается разборка, упаковка, перевозка с доставкой. Логистические компании моментально перестроились, поняли, как повлиял ковид на бизнес, процессы транспортировки и организация складских помещений теперь приспособлены под новую специфику ритейла.

2. Переход на виртуальную торговлю. Хотя «физический» бизнес пострадал от ковид, действующий через интернет только увеличивает обороты. Доставочный сервис «Сбермаркет» (ранее Instamart) недавно прославился переходом двухмиллионного порога заказов, прежде недоступного. Торговый средний бизнес и коронавирус оказались совместимыми. На достижение первого миллиона компании понадобилось 7 лет тяжелой работы. Сопутствующая возможность доставлять с помощью сетевых заказов превращается в базовую методику, обязательное условие рыночного выживания. Если вести бизнес онлайн, ковид не страшен.

Даже медицина двигается в сторону виртуальности. Выросло количество медицинских клиник, работающих посредством сетевых коммуникаций. Устраиваются вебинары для пациентов, врачи консультируют дистанционно. Внедрение телемедицины прогрессирует семимильными шагами. Пока это опциональная сервисная компонента для людей, опасающихся посещать медклиники вживую. Но перспективы на будущее просматриваются серьезные, традиционный прием медиками в кабинетах рискует стать пережитком прошлого. Маркетологи не сомневаются, какого бизнеса во время ковида станет больше, а кто вряд ли сохранит позиции. Медицинский бизнес в коронавирус развивается подобно другим отраслям, хотя традиционно стоял особняком.

3. Тотальная диджитализация. Пандемические ожидания критически затронули бизнес в условиях ковид, но ИТ-бюджеты урезаются меньше других. Некоторые компании увеличивают финансирование «компьютерных» отделов, чувствуя перспективность цифровых технологий. Автоматизируются контактные центры, переводится на электронку документооборот, кадровики принимают резюме кандидатов онлайн. Иногда автоматизация настолько срочная, что цифровикам ставят задание управиться с задачей за 1-2 недели. Авральный режим требует значительного напряжения сотрудников, но укрепляет бизнес против ковид, дает конкурентные преимущества.

4. Рост важности партнерства. Происходят объединения и поглощения, наращиваются партнерские связи со смежниками. Организации чаще вступают в отраслевые союзы, профессиональные ассоциации сталкиваются с резким возрастанием количества членов-участников. Поставщики предлагают гибкие системы оплаты оптовым закупщикам.

Близкими к партнерским стали отношения между арендаторами и предоставляющими помещения в аренду. Благодаря стараниям съемщиков принят нишевой закон. Субъекты небольшого предпринимательства получили одностороннее право расторгать арендные договоры досрочно, что заметно поддержало малый бизнес в ковид. 

5. Гибридизация рабочего окружения. Институт Адизеса совместно с «Анкор» провел опрос среди предпринимателей среднего звена, как кризис весной 2020 отразился на позиции менеджмента по переводу сотрудников из офисов в домашнюю обстановку. Лишь около 20 % планируют держать вдали от офисов бизнес во время ковида, а затем вернуть на привычные рельсы. Большинство собирается использовать смешанные модели организации трудового процесса. Практикуются сочетания дистанционного и офисного труда, причем преобладает надомная составляющая.

Ведущие менеджеры отметили плюсы дистанционки:

  • повышение производительности труда, быстрое решение аналогичных проблем по сравнению с прошлым временем;
  • эффективность проведения встреч и совещаний работников, без посторонних разговоров, лишних бесед «за жизнь», ожидания опаздывающих руководителей;
  • расширение возможностей искать персонал, наем за пределами региона, независимо от места жительства;
  • сокращение расходов на бизнес в период коронавируса за счет коммунальных услуг, аренды офисов;
  • создание непринужденной обстановки, упрощение общения коллег, творческая атмосфера в коллективе.

 

6. Мотивированный на результат персонал. Чрезмерно усложненные KPI-системы исчезают, вознаграждение дается за конкретные успехи работников. Фиксированная оплата заменяется сдельной, проценты заменяют ставки.

7. Слияние в корпорации. Ранее процветавший малый и средний бизнес пандемия вынуждает сливаться в укрупненные предприятия. Создаются корпорации с филиалами в регионах, представители смежных отраслей разрабатывают общие производственные процессы. Снова становится популярным замкнутый цикл изготовления продукции, без обращения к «чужим» за сырьем или полуфабрикатами.

Продвижение бизнеса в пандемию коронавируса. Реальные примеры

Продвигать бизнес в ковид сложнее, но грамотные профессионалы, наоборот, получают небывалые возможности. Примеры успеха показывают, как развивается бизнес во время пандемии, несмотря на жестокие условия. 

GELIX Airlines — авиакомпании и локдаун

До пандемии коронавируса порядка 95% грузов перевозилось рейсами пассажирских авиакомпаний. Оставшиеся 5% составляли очень крупногабаритные или военные грузы. Для их транспортировки использовалась специализированная транспортная авиация.

Полтора года назад ситуация кардинально изменилась: страны приостановили международные и даже междугородние пассажирское авиасообщение. В результате оказалось, что не на чем возить медикаменты, маски, продукты, машины и оборудование. Грузовые перевозки стали востребованы.

Мы увидели в этом возможность для развития компании и выхода на новый рынок. «GELIX Airlines» стала эксплуатантом четырех грузовых самолетов Ил-76. Теперь наша работа состоит в том, чтобы сделать из региональной авиакомпании серьезного игрока рынка международных авиаперевозок, чем мы сейчас и занимаемся.

Кроме того, в постпандемийный год Авиакомпания «GELIX Airlines» — одна из немногих, кто смог создать мощный туристический продукт, который стал нашей новой визитной карточкой. Мы сделали ставку на внутренний туризм на вертолете. Это туры из Пермского края на Северный Урал, плато Маньпупунер и Перевал Дятлова.

Наши туры пользуются популярностью у туристов из Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов, даже гости из других стран. При этом, основная реклама этого продукта – восторженные отзывы о путешествиях и фотографии туристов в соцсетях. Желтый вертолет на плато Маньпупунер сам по себе становится брендом.

Планируя эту историю, мы основывались в первую очередь на желании людей путешествовать. Оказалось, что в условиях отсутствия возможности поехать в Европу, туры по России очень востребованы. По результатам первого летнего туристического сезона мы перевезли на Маньпупунер и перевал Дятлова более 700 туристов. Считаю, что мы не прогадали.

Вадим Балдин, директор Авиакомпании «GELIX Airlines»

Стройком — строительный бизнес в ковид-19

Поначалу строительный бизнес в локдаун был шокирован. Время на подготовку отсутствовало, когда заказчики начали массово уходить и экономить. Внутренние резервы смягчили последствия ковида для бизнеса, что показывает важность резервирования средств и мощностей на случай непредвиденных ситуаций. Обошлось без многочисленных увольнений, заработная плата выплачивалась полностью. После адаптации началось дальнейшее продвижение в пандемию, чему помогло привлечение российских граждан на стройки. Часто бизнес в пандемию страдает из-за перекрытия границ, отсутствия иностранных рабочих. «Стройком» всегда старался нанимать местных жителей, поэтому бизнес после ковида чувствует себя уверенно. 

Лала Мусаева, сооснователь Академии врачей UniProf, предприниматель, эксперт по развитию бизнеса, инвестор

UniProf — онлайн-обучение врачей в панедемию

Медицинская академия UniProf создана в 2018 году. Специализируется на онлайн-обучении врачей. Реклама и маркетинг этой организации относится практически только к виртуальному пространству. С приходом коронавируса сотрудники академии опасались сокращения учебной деятельности, так как медиков массово отправляли в ковидные больницы. Все же несмотря на тяжелый рабочий график врачи находили время учиться онлайн, аудитория UniProf даже расширилась. 

Проблемы возникали по другим направлениям, из-за ограничений на медицину в Google, Яндекс, myTarget. Рекламировать образовательные услуги там или вообще невозможно, хотя в наличии официальные подтверждающие документы, или приходится терять много времени и средств. Поэтому основной рекламной площадкой пока является Фейсбук, правда и там возникали «кризисы», связанные с посторонними для медицины вопросами. К американским выборам президента 2020 года началось тотальное блокирование аккаунтов по малейшим подозрениям в нелояльности к будущему победителю. Что-либо доказать было практически невозможно. Следующий кризис произошел в 2021 году, причиной стало ограничение компанией Apple персональных данных пользователей своих устройств.

По мнению менеджмента UniProf, в перспективе просматривается увеличение расходов и уменьшение эффективности рекламы. Выручают партнерские программы, сообщества в соцсетях, целевой пиар среди медработников.

Дмитрий Лесняк, директор по стратегическому развитию компании «Стройком»

Как продвигаться в пандемию: бизнес в локдаун 

Если ваш бизнес пострадал от ковид-19, стоит обратиться к опытным маркетологам, например Exiterra, которые исследуют рынок, и наметят пути восстановления. Примеры тому «СКИТ» и московский автосалон KIA.

ПО ТЕМЕ — Exiterra — отзывы клиентов и сотрудников об агентстве интернет-маркетинга Экзитерра

Продвижение компании СКИТ во время пандемии 

Производитель качественных майонезов начал выпускать гурманские сыры и кремы на натуральных маслах. Требовалось продвижение на конкурентном рынке, улучшение позиций в поисковиках. Все вопросы были успешно решены маркетологами Экзитерры. Специалисты провели полный аудит компании, исследовали конкурентов, составили список перспективных площадок для продвижения. Для начала использовали самые популярные. Большое внимание уделяли отзывам покупателей, записывали устные ответы по телефону, предлагали удобные формы для заполнения онлайн. Мониторинг отзывов принес желаемый эффект. Был составлен портрет целевой аудитории, пришло понимание, среди кого и как лучше продвигать продукцию. Также был налажен контакт с клиентами, которым нравится внимание продавца к мнению потребителей. Вместе с СЕО и другими техническими методами это заметно повысило популярность компании.

Подробнее — Продвижение компании СКИТ во время пандемии 

 

Продвижение автосалона KIA

Сайт автомобильного салона был создан «самостоятельно» предыдущим разработчиком и по функционалу уступал конкурентам. В Москве тогда (2019 год) работало 37 официальных дилеров, продающих автомобили KIA, конкуренция существенная. Органическая выдача из поисковиков была очень ограничена, реклама сталкивалась с большими проблемами. Но после сотрудничества с Экзитеррой органический трафик вырос пятикратно. 

За счет чего получилось это сделать:

  • написание качественных текстов с оптимизацией под ПС;
  • изучение запросов посетителей, создание интересного уникального контента, легкого для чтения;
  • разработка новых лендингов на модели авто;
  • оптимизация для просмотра с мобильных устройств;
  • регулярное обновление разделов и сервисов сайта;
  • повышение скорости загрузки страниц, в частности Турбо с Яндекса;
  • изменение графики, удобные переходы по ссылкам.

Кроме технических вопросов, проведена работа социального характера, улучшен ссылочный профиль.

В результате автосалон занял ТОП-позиции и обошел конкурентов. Показателями успеха считались реальные обращения клиентов, как заявки онлайн (в том числе из чата), длительные звонки.

ПОДРОБНЕЕ — Продвижение сайта автосалона KIA с оплатой за лиды 

По теме
Следите за Всем
в Telegram
Следите за Всем в Telegram
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!