Важной составляющей удобного получения гражданами государственных и муниципальных услуг является возможность их получения автоматически, без соответствующего обращения или подачи заявления, т. е. когда не требуется посещение государственного органа или организации, не надо собирать необходимые подтверждающие документы, а самое главное не надо искать информацию о правилах и особенностях предоставления конкретной государственной и муниципальной услуги.
Действительно, необходимая для получения многих государственных и муниципальных услуг информация о заявителе уже имеется в органах власти и находится в соответствующих базах данных и реестрах. Поэтому, при наступлении какого-либо события, например, рождение ребёнка, необходимые государственные услуги могут быть запущены автоматически и предоставлены гражданину ещё до подачи официального заявления. Именно такой режим взаимодействия органов власти получил название проактивного или упреждающего.
Основой проактивного режима предоставления государственных и муниципальных услуг является взаимодействие между государственными органами и организациями, в ходе которого информация из различных баз данных собирается, производится расчёт нужных мер поддержки и уведомление гражданина о возможных услугах. При этом важно обеспечить безопасность и защиту персональных данных заявителя.
Среди неоспоримых преимуществ проактивного режима предоставления государственных и муниципальных услуг для гражданина является экономия времени, повышение качества жизни, предсказуемость действий и как итог — рост доверия государству.
Таким образом, проактивной режим предоставления государственных и муниципальных услуг — это реализация принципа «услуга сама находит гражданина».
Сегодня российские регионы активно внедряют подобные сервисы, демонстрируя высокий уровень цифровой зрелости страны. Будущее действительно наступило, и оно приносит удобства каждому человеку!