Цифровые трансформации, происходящие в текущей экономической ситуации в связи с активным формированием цифровой экономики в разных странах и регионах мира, включая Россию, во многом предопределили особенности промышленного развития. В настоящее время активное внедрение и использование различных информационно-коммуникационных технологий позволяют компаниям иметь конкурентные преимущества.
Актуальной стала одна из крупнейших в стране конференций по цифровой экономике на этой неделе «Цифровая индустрия промышленной России», которая состоялась в Нижнем Новгороде. За четыре года продажи отечественного программного обеспечения выросли более чем вдвое, а пакетных решений в пять раз.
«Государство и дальше будет поддерживать IT-сектор. В очень непростой момент, когда усилилось санкционное давление на Россию, а ещё была и пандемия, ведущие зарубежные поставщики IT-продукции фактически отказались от сотрудничества с нами. Сегодня в России создаются абсолютно конкурентоспособные передовые решения», — сказал Михаил Мишустин.
Эксперты из разных отраслей считают, что мы находимся в середине четвертой промышленной революции. Это часто называют индустрией 4,0, и это представляет собой новый этап в том, как организации управляют своей производственной цепочкой создания стоимости.
Третья промышленная революция «Индустрия 3,0» была сосредоточена на автоматизации отдельных процессов и привела к широкому внедрению автоматизированных систем в различных отраслях. Индустрия 4,0 прокладывает путь к цифровой трансформации всего предприятия, внедряя новые методы производства и оптимизируя процессы в режиме реального времени.
Например, сегодня в российские транспортные компании начали использовать данные для поиска эффективных маршрутов доставки и принятия решений в области безопасности.
Все шире используются цифровые технологии в туристическом бизнесе. Туристы могут бронировать номера онлайн, отели собирают данные и управляют своими внутренними процессами в цифровом виде, а виртуальная реальность (VR) позволяет знакомиться с новыми местами из любой точки мира.
Индустрия здравоохранения является одним из ведущих сторонников цифровой трансформации. «Умные больницы» используют цифровые системы для улучшения доступа к информации о пациентах. Появление телемедицины и дистанционных медицинских услуг демократизирует доступ к здравоохранению и меняет способы получения помощи пациентами.
В последние годы индустрия финансовых услуг стремительно менялась благодаря более широкому внедрению технологий. Фактически, поставщики, предлагающие цифровые услуги, часто являются предпочтительным выбором для клиентов по сравнению с теми, которые этого не делают.
На самом базовом уровне цифровые технологии привели к изменениям в образовании. Пример тому, как учащиеся посещают занятия и получают доступ к учебным материалам. Образовательные учреждения теперь предлагают уроки виртуально, что позволяет легко охватить учащихся в разных местах. Помимо изменения методов обучения учащихся, цифровая трансформация также улучшает другие повседневные процессы в учебных заведениях, такие как внутренняя коммуникация, управление данными, информационная коммуникация и так далее.
Индустрия розничной торговли одной из первых приняла цифровую трансформацию. Покупатели в поисках более удобного шоппинга часто выбирают розничных продавцов, предлагающих решения для онлайн-покупок, которые позволяют им покупать все необходимое, не выходя из дома.
«В конце трансформации, которую обещает Индустрия 4,0, традиционные компании во всех отраслях экономики и промышленности превратятся в цифровые предприятия. Цифровые изменения позволят им предоставлять инновационные услуги с помощью цифровых интерфейсов, облачных баз данных и автоматизированных цифровых рабочих процессов. Цифровая трансформация изменит не только отдельные компании, она также изменит динамику рынка в широком спектре отраслей», — прокомментировала Айвазян Нарина, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.