Федеральный закон № 311-ФЗ, принятый 8 августа 2024 года, вводит серьёзные преобразования в работу ТСЖ и управляющих компаний. Теперь они должны не только обеспечить отсутствие долгов за теплоснабжение, но и гарантировать стабильную работу отопительного оборудования в соответствии с условиями договора. Кроме того, законодательные изменения затрагивают процедуру проведения собраний жильцов и обязывают УК организовать надлежащий учет потребляемых тепловых ресурсов. Все эти нововведения направлены на модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно федеральному закону № 463-ФЗ, собственники смогут проводить электронное голосование исключительно через ГИС ЖКХ или информационные системы регионального уровня. Использование альтернативных цифровых платформ для голосования станет вне закона. Управляющие компании, не соблюдающие установленные нормативы, будут привлекаться к ответственности. Специальные комиссии будут проводить проверки соответствия требованиям, а при выявлении нарушений будут формировать документы с указанием сроков для исправления недочётов.
В нормативную базу внесены корректировки, касающиеся порядка оплаты теплоснабжения и других коммунальных услуг. Теперь при неисправности счётчика расчёт будет производиться на основе среднего показателя потребления за год или, если прибор функционировал менее 12 месяцев, за период не короче трех месяцев отопительного периода. Также новые поправки в Постановление Правительства №354 и сопутствующие документы делают более простым процесс смены региональных моделей тарификации тепла и вносят ясность в методику учета площади помещений при формировании счетов за коммунальные услуги.
Ежегодная корректировка платежей за тепло ожидает жильцов домов с общедомовыми счётчиками в одном из месяцев первого квартала 2025 года. Система оплаты в таких домах построена на принципе равномерных ежемесячных платежей, рассчитанных по средним показателям предыдущего года. Это означает, что жители вносят одинаковые суммы даже в тёплое время года, когда отопление отключено. Расчёт основывается на данных общедомового прибора учета (ОДПУ) за прошедший период. В начале года производится сверка фактически потребленного тепла с суммой внесенных платежей, после чего делается перерасчёт — жильцам либо доначисляют, либо возвращают разницу.
«Работа управляющих компаний вызывает множество нареканий у населения и превратилась в одну из самых болезненных тем в сфере ЖКХ. В связи с этим всё активнее обсуждается инициатива по переходу многоквартирных домов под управление государственных организаций вместо частных УК. Данные преобразования стремятся сделать систему жилищно-коммунального хозяйства более открытой и подотчётной. При этом в домах, где оплата теплоснабжения рассчитывается по показаниям общедомовых приборов учёта и взимается только в период отопительного сезона, дополнительные перерасчёты не требуются.
Эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства и представители парламента единодушно поддерживают инициативу о переходе функций по обслуживанию домов к государственным учреждениям. Ожидается, что подотчётность региональным властям обеспечит более высокий уровень ответственности новых управляющих структур перед жильцами. Такая реформа может привести к значительным улучшениям: оптимизация управления позволит сократить расходы населения на коммунальные услуги, а государственный контроль обеспечит большую прозрачность операций и повысит качество обслуживания многоквартирных домов», — отмечает доцент Ставропольского филиала Президентской академии Елена Величенко.