Политической независимости, к которой стремиться наша страна сегодня, практически невозможно достичь без экономической прозорливости и инструментов форсайта, способных оказать глобальное воздействие на экономику и общественное развитие в целом в долгосрочной перспективе.
Геополитические события последних лет, развивающиеся по- нарастающей с 2014 года, показали уязвимость государства в условиях противостояния с «коллективным западом», в условиях ограничения, а в некоторых случаях и запрета на поставку из‑за рубежа множества товаров, крайне важных для полноценного функционирования отраслей промышленности, имели очень серьёзные последствия.
Ситуация с внезапно возникшей необходимостью импортозамещения обнажила множество скрытых проблем, в том числе отсутствие чёткого планирования на государственном уровне и недостатки координации внутри- и внешнеотраслевого взаимодействия между предприятиями. В Советском Союзе эту функцию осуществлял Государственный плановый комитет, который был расформирован в 1991 г. после развала СССР.
Национальная экономика постиндустриального периода, конечно, обладает набором современных инструментов управления, и, тем не менее, как показало время, нельзя сбрасывать со счетов то лучшее, что можно взять из плановой экономики, пренебрегать наилучшими практиками, зарекомендовавшими себя на протяжении многих десятилетий.
Как подчёркивает доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета Белозорова Эльвира, провалы рыночной системы хозяйствования, её несовершенство отражает отсутствие рыночных механизмов, которые могут обеспечить распределение ресурсов для экономики наиболее эффективным способом.
С 2024 года систуация начала меняться на государственном уровне. Президент РФ в послании Федеральному Собранию указал: необходимо достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны (средства производства, робототехника, беспилотные авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы, химия); создать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области космических, атомных и новых энергетических технологий. Для реализации намеченных инициатив уже сейчас нужно создавать базу для развития отраслей и рынков будущего, формировать долгосрочный, как минимум до конца текущего десятилетия, заказ на высокотехнологичную продукцию [Послание Президента Федеральному Собранию // Сайт Президента России].
Среди четырёх новых направлений, озвученных Президентом в ежегодном послании Федеральному Собранию, намечено формирование нового портфеля национальных проектов на период с 2025 до 2030 года: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодёжь России» и «Кадры».
Глава кабмина М. Мишустин скорректировал представленные подходы к формированию нацпроекта «Кадры», направленного на обновление и восполнение качественных характеристик человеческого капитала страны, уточнил необходимость ежегодной корректировки пятилетнего прогноза кадровой потребности отраслей экономики (не только по видам экономической деятельности, но и по профессионально-квалификационным группам). Распоряжением Правительства утверждена методика формирования пятилетнего прогноза потребности отраслей экономики в специалистах [Правительство утвердило методику формирования прогноза потребности экономики в кадрах // Сайт Правительства Российской Федерации], результаты которого будут учитываться при формировании перечня мероприятий нового нацпроекта «Кадры». На основе прогнозируемых данных планируется рассчитывать параметры подготовки кадров на ближайшие 5 лет на всех уровнях образования в РФ, так как в соответствии с приоритетными целями предполагается обеспечить приток в экономику высококвалифицированных сотрудников, готовых осваивать новые производственные и управленческие технологии, с применением цифровых данных и искусственного интеллекта. Такой подход, опирающийся на прогноз и планирование, должен в скором времени помочь преодолеть «кадровый голод», который страна испытывает в настоящее время.